Задача 1.

Определите вид отношений между понятиями, изобразите их с помощью круговых схем.

  1. Студент – А.

Студент заочник – В

Москвич – С.

  1. Преступление - А

Преступление, совершённое по неосторожности - В

Грабёж – С.

Задача 2.

Определите вид отношений между понятиями, изобразите их с помощью круговых схем.

1. РФ – А

Государство – В

Европейское государство – С

Схема такая, потому что РФ является евроазиатским государством.

  1. Планета Солнечной системы – А.

Марс – В

Юпитер – С

,

Задача 3.

Установите правильность определений. В неправильных определениях укажите какое

правило нарушено.

  1. Студент – это учащийся университета.

Студент – определяемое понятие (А)

Учащийся университета – определяющее понятие (Вс)

А>Вс

Определение неправильное. Нарушено правило соразмерности. Ошибка слишком узкого определения.

 

  1. Соучастником преступления признаётся человек, совершивший преступление в соучастии.

Определение неправильное. Нарушено правило запрета круга. В данном случае мы имеем разновидность нарушения правила запрета круга - тавтологию, то есть определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое.

 

 

 

 

Задача 4.

Установите правильность определений. В неправильных определениях, укажите какое правило нарушено.

 

1. Захват заложника – преступление.

Захват заложника – определяемое понятие (А)

Преступление – определяющее понятие (Вс)

А<Bc

Определение неправильное. Нарушено правило соразмерности. Ошибка слишком широкого определения.

2. Человек – не птица, крыльев не имеет.

Определение неправильное. Определение не должно быть отрицательным. Определяемое понятие положительное, а определяющее отрицательное. В случае если определяемое было бы отрицательным, то определение было бы верным.

 

Задача 5.

Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении, укажите какие правила нарушены.

  1. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и преступления против личности.
    Деление неправильное. Нарушены правила –  Соразмерности, Единства Основания, Члены деления должны исключать друг друга.
  2. Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно.

Деление правильное. Дихотомическое деление.

Задача 6.

Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении, укажите какие правила нарушены.

  1. Суждения делятся на простые, утвердительные и условные.
    Деление неправильное. Нарушены правила –Соразмерности,  Единства Основания и Члены деления должны исключать друг друга, а так же правило Непрерывности деления.
  2. Климат бывает жаркий, умеренный и континентальный.
    Деление неправильное. Нарушены правила – Соразмерности деления,  Единства Основания и Члены деления должны исключать друг друга.

Задача 7.

Дайте объединенную классификацию категорических суждений. Изобразите отношения между терминами в круговых схемах, установите распределённость терминов.

  1. Законы подлежат официальному опубликованию.

Все S есть P. Суждение общеутвердительное (А).

Субъект  распределён, предикат нераспределён.





 

  1. Неопубликованные законы не применяются.

Ни один  S не есть P. Суждение общеотрицательное  (Е).

Субъект распределён, предикат распределён.

 

 

Задача 8.

Дайте объединенную классификацию теоретических суждений. Изобразите отношения между терминами в круговых схемах, установите распределённость терминов.

 

  1. Некоторые правонарушения не являются преступлениями.

Некоторые S не есть P. Частноотрицательное суждение (О).

Субъект нераспределён, предикат распределён.

  1. Разбирательство дел во всех судах открытое.

Все S есть P. Общеутвердительное суждение. (А)

    

Субъект  распределён, предикат нераспределён.

 

Задача 9.

Дайте объединенную классификацию категорических суждений. Изобразите отношения между терминами в круговых схемах, установите распределённость терминов.

 

  1. Все вопросы, связанные с воспитанием детей, решаются родителями по взаимному согласию.

Все S есть P. Суждение общеутвердительное. (А)

Субъект  распределён, предикат нераспределён.

 

  1. Некоторые правонарушители несовершеннолетние.

Некоторые S  есть не P. (I)

Субъект нераспределён, предикат распределён.

 

 

Задача 10.

Установите вид сложных суждений, укажите их составные части (простые суждения). Запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

  1. При нарушении служащим дисциплины администрация обязана взять у него устные, либо письменные объяснения.

Суждение строгой полной дизъюнкции, состоящее из двух простых:

При нарушении служащим дисциплины администрация обязана взять у него устные объяснения.(p) (S есть  P)

При нарушении служащим дисциплины администрация обязана взять у него  письменные объяснения.(q),  (S есть P1)

Соединенных логической связкой «или». В символической записи <p  q>

  1. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Соединительное (конъюнктивное) суждение, состоящее из трёх простых:

1.Органы законодательной власти самостоятельны. S есть P (p)

2. Органы исполнительной власти самостоятельны. S1 есть P (q)

3. Органы судебной власти самостоятельны. S2 есть P (r)

Соединённых логической связкой «или». p۷q۷r

Задача 11.

Установите вид сложных суждений, укажите их составные части (простые суждения). Запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

  1. Соучастниками преступления, наряду с исполнителями, признаются организаторы, подстрекатели и пособники.

Соединительное (дизъюнктивное) суждение, состоящее из 4-х простых:

Соучастниками преступления признаются исполнители. S есть P (p)

Соучастниками преступления признаются организаторы. S есть P1 (q)

Соучастниками преступления признаются подстрекатели. S есть P2 (r)

Соучастниками преступления признаются пособники. S есть P(n)

Соединённых логической связкой «или». p۷q۷r۷n

  1. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт.

Когда (если) в товарищах согласья нет – p

На лад их дело не пойдет – q.

pq

Задача 12.

Установите вид сложных суждений, укажите их составные части (простые суждения). Запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

  1. Категорическое суждение может быть общим, частным или единичным.

Суждение строгой дизъюнкции, состоящее из 3-х простых:

1. Категорическое суждение может быть общим. S есть P (p)

2. Категорическое суждение может быть частным. S есть P1 (q)

3. Категорическое суждение может быть единичным. S есть P2 (r)

Соединенных логической связкой «или» <pqr>

  1. Для усыновления требуется согласие усыновляемого, если он достиг десятилетнего возраста.

Эквивалентное суждение (двойная импликация)

Если (и только если) он достиг десятилетнего возраста (p),

для усыновления требуется согласие усыновляемого (q).

Соединенных логической связкой (если и только если, то…)

pq   

 

 

 

Задача 13.

Сделайте вывод путём превращения, составьте схему вывода.

Некоторые промышленные предприятия не являются государственными.

Некоторые промышленные предприятия являются негосударственными.

Hекоторые S  не есть  P (O)

Некоторые S есть не P (I)

Задача 14.

Сделайте вывод путём превращения, составьте схему вывода.

Интеллектуальная собственность охраняется законом.____________________

Никакая интеллектуальная собственность не должна не охраняться законом.

Все S есть P________(А)

Ни одно S не есть не P (Е)

Задача 15.

Сделайте вывод путём превращения, составьте схему вывода.

Некоторые политические режимы не являются демократическими.­­____

Некоторые политические режимы являются недемократическими

Некоторые S не есть P(О)

Некоторые S есть не P (I)

Задача 16.

Проверьте правильность превращения. В неправильном превращении сделайте правильный вывод, составьте его схему.

Некоторые свидетельские показания недостоверны.____________

Некоторые свидетельские показания не являются достоверными.

Превращение правильное.

Некоторые S есть не P (I)

Некоторые S не есть P (O)

Задача 17.

Проверьте правильность превращения. В неправильном превращении сделайте правильный вывод, составьте его схему.

Некоторые выпускники МГЮА работают в коммерческих структурах.___(I)

Некоторые выпускники МГЮА не работают в коммерческих структурах.

Превращение неправильное.

Некоторые S есть P_______(I)_

Некоторые S  не есть не P   (O)

Некоторые выпускники МГЮА работают в коммерческих структурах______

Некоторые выпускники МГЮА не работают в некоммерческих структурах.

Задача 18.                                        

Сделайте вывод  путём обращения, составьте схему вывода.

Студенты МГЮА изучают правовые науки. (А)_____________

Некоторые изучающие правовые науки – студенты МГЮА (I)

Все S есть P_______

Некторые P есть S

 

Задача 19.

Сделайте вывод  путём обращения, составьте схему вывода.

Кража - преступление против собственности. (A)__________

Некоторые преступления против собственности – кражи (I)

Все S есть P_______

Некторые P есть S

 

 

 

 

Задача 20.

Сделайте вывод  путём обращения, составьте схему вывода.

Среди русских писателей есть Лауреаты Нобелевской премии.(I)

Некоторые Лауреаты Нобелевской премии – русские писатели (I)

Некоторые S есть P

Некоторые P есть S

Задача 21.

Проверьте правильность обращения. Если обращение неправильно, сделайте правильный вывод, составьте его схему.

Некоторые студенты занимаются на дневном отделении МГЮА.___(I)_______

Некоторые лица, занимающиеся на дневном отделении МГЮА – студенты. (I)

Обращение правильное.

Некоторые S есть P

Некоторые P есть S

Задача 22.

Проверьте правильность обращения. Если обращение неправильно, сделайте правильный вывод, составьте его схему.

Некоторые общие понятия являются регистрирующими.(I выделяющее)

Некоторые регистрирующие понятия являются общими.(I)

Обращение неправильное.

Некоторые S, и только S, есть P

Все P есть S

Некоторые общие понятия являются регистрирующими.(I выделяющее)

Все регистрирующие понятия являются общими. (A)

Задача 23.

Проверьте правильность обращения. Если обращение неправильно, сделайте правильный вывод, составьте его схему.

Некоторые юристы – работники суда. (I выделяющее)

Все работники суда – юристы. (А)

Обращение правильное.

Некоторые S, и только S, есть P

Все P есть S

Задача 24.

Используя логический квадрат, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данным; установите их истинность или ложность.

Несовершеннолетний не может быть привлечён к уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

 

 

Ни один S не есть P – суждение E.

Суждение противоположное суждению Е – ךA -  (Все S есть P) – Любой несовершеннолетний может быть привлечён к уголовной ответственности.

Суждение противоречащие суждению Е – ךI – (Некоторые S есть P) – Некоторые несовершеннолетние могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Суждение подчинённое суждению Е – ךO (Некоторые S не есть P) – Некоторые несовершеннолетние не могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Задача 25.

Используя логический квадрат, из приведённых суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения. Установите их истинность или ложность.

 

Некоторые предприятия не являются хозрасчётными. (Некоторые S не есть P) – O

Суждение противоречащие суждения OךА (Все S есть P) Все предприятия являются хозрасчётными.

Суждение частичной совместимости суждению О – I (Некоторые S есть P). Некоторые предприятия являются хозрасчётными.

Суждение  подчиняющее суждение О – ךE (Все S не есть P) Все предприятия не являются хозрасчётными.

Задача 26.

Используя логический квадрат, из приведённых суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения. Установите их истинность или ложность.

Не все суждения являются простыми. (Некоторые S не есть  P) – О  ?????????????

Суждение противоречащие суждения O – 7А (Все S есть P) Все суждения являются простыми.

Суждение частичной совместимости суждению О – I (Некоторые S есть P). Некоторые суждения являются простыми..

Суждение  подчиняющее суждение О – 7А (Ни один S не есть P). Ни одно суждение не является простыми.

 

Задача 27.

Сделайте вывод из посылок простого категорического силлогизма. С помощью общих правил и круговых схем установите, следует ли заключение с необходимостью.

                              М                                   P

Некоторые правонарушители несовершеннолетние.

     S                       М

Зайцев – правонарушитель. _________________________

Зайцев несовершеннолетний.

Из 2-х частных посылок заключение с необходимостью не следует.

Задача 28.

Сделайте вывод из посылок простого категорического силлогизма. С помощью общих правил и круговых схем установите, следует ли заключение с необходимостью.

                    М                                  P

Некоторые студенты занимаются спортом.

                     M                        S

Некоторые студенты простудились._____________

Некоторые, занимающиеся спортом простудились.

Из 2-х частных посылок заключение с необходимостью не следует.

Задача 29.

                                                М                                         P

Некоторые многонациональные государства находятся в Европе.

    S                                   М

Китай – многонациональное государство.______________________

Китай находится в Европе.

Из 2-х частных посылок заключение с необходимостью не следует.

Задача 30.

Сделайте вывод из посылок простого категорического силлогизма. С помощью её правил и круговых схем установите, следует ли заключение с необходимостью.

             P                                М

Некоторые юристы – адвокаты.

        S                   M

Новиков – не адвокат.__________

Новиков – не юрист.

Из 2-х частных посылок заключение с необходимостью не следует.

Задача 31.

Сделайте вывод из посылок простого категорического силлогизма, определите фигуру. С помощью её правил и круговых схем установите, следует ли заключение с необходимостью.

                       P                              M

Некоторые студенты любят классическую музыку.

       S                                M

Николаев любит классическую музыку.___________

Николаев – студент.

P                 M

S                M

 

Вторая фигура категорического силлогизма. Нарушены правило большой посылки, которая должна быть общей и правило, что одна из посылок должна быть отрицательной.

 

 

Задача 32.

Сделайте вывод из посылок простого категорического силлогизма, определите фигуру. С помощью её правил и круговых схем установите, следует ли заключение с необходимостью.

                      M                                                   P

Заведомо незаконный арест наказывается лишением свободы.

                        M                                                  S

Заведомо незаконный арест – преступление против правосудия.___

Преступление против правосудия наказывается лишением свободы.

M                    P

M                    S

Третья фигура категорического силлогизма. Нарушено правило, что заключение должно быть частным суждением. (В данном случае оно общее - есть несколько видов преступлений против правосудия)

Задача 33.

Сделайте вывод из посылок простого категорического силлогизма, определите фигуру. С помощью её правил и круговых схем установите, следует ли заключение с необходимостью.

                                  M                           P

Некоторые военнослужащие – десантники.

       S                        M

Тимофеев – военнослужащий.____________

Тимофеев – десантник.

M              P

S               M

Первая фигура категорического силлогизма. Нарушено правило большой посылки, которая должна быть общей.

Задача 34.

Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите, следует ли он с необходимостью. Постройте схему модуса.

Усыновление считается недействительным, если судом установлено, что решение об усыновлении было основано на подложных документах.

Усыновление Щукина суд признал недействительным.____________________________

Судом установлено, что усыновление Щукина было основано на подложных документах.

pq,q

    p

неправильный (утверждающий) модус, соответственно, заключение недостоверно. Отрицание основания не ведёт с необходимостью к отрицанию следствия и утверждение следствия не ведёт с необходимостью к утверждению основания. Соответственно вывод не следует с необходимостью.

Задача 35.

Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите, следует ли он с необходимостью. Постройте схему модуса.

Если сегодня пятница, то завтра суббота.

Сегодня не пятница.___________________

Завтра не суббота

pq, ךp

    ךq

Правильный (отрицающий модус) Утверждение основания ведёт к утверждению следствия и отрицание следствия – к отрицанию основания. Соответственно вывод следует с необходимостью.

Задача 36.

Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите, следует ли он с необходимостью. Постройте схему модуса.

Следователь вправе произвести следственный эксперимент, если необходимо уточнить данные по делу.

В деле Н. необходимы уточнения._______________________________________________

В деле Н. Следователь вправе произвести следственный эксперимент.

pq, p_

   q

Правильный утверждающий модус. Утверждение основания ведёт к утверждению следствия и отрицание следствия – к отрицанию основания. Соответственно вывод следует с необходимостью.

Задача 37.

Используя условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему; б) по отрицающему модусу. Постройте схему модуса.

Если бы водитель тормозил на повороте, то остался бы смазанный след протектора.

Водитель тормозил на повороте.______________________________________________

Остался смазанный след от протектора.

pq, p_

   q

Если бы водитель тормозил на повороте, то остался бы смазанный след протектора.

Остался смазанный след от протектора__________________________________________

Водитель тормозил на повороте.

pq, ךq

    ךp

Задача 38.

Используя условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему; б) по отрицающему модусу. Постройте схему модуса.

В случае, когда ребёнок не проживает совместно с родителями и последние уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребёнком устанавливается опека или попечительство.

Ребёнок не проживает совместно с родителями и последние уклоняются от обязанностей по его воспитанию._____________________________________________________________

Над ребёнком устанавливается опека или попечительство

pq, p_

   q

В случае, когда ребёнок не проживает совместно с родителями и последние уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребёнком устанавливается опека или попечительство.

Над ребёнком не установлена опека или попечительство._____________________________

Ребёнок проживает совместно с родителями и последние не уклоняются от обязанностей по его воспитанию.

pq, ךq

    ךp

Задача 39.

Используя условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему; б) по отрицающему модусу. Постройте схему модуса.

В доказательстве не используется антитезис в том случае, если оно прямое.

Доказательство прямое._______________________________________________

В доказательстве не используется антитезис.

pq, p_

   q

В доказательстве не используется антитезис в том случае, если оно прямое.

В доказательстве используется антитезис.__________________________________

Доказательство не прямое (косвенное)

pq, ךq

    ךp

Задача 40.

Сделайте вывод из посылок по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения. Постройте его схему, определите следует ли вывод с необходимостью.

Суждения могут быть общими или частными.

Суждение «Соколов – судья» не является общим.

Суждение «Соколов – судья» частное

p۷q, ךp

    q

Отрицающе-утверждающий модус.

В большей посылке должны быть перечислены все возможные суждения  - дизъюнкты, иначе говоря, большая посылка должна быть полным (закрытым) дизъюнктивным высказыванием. В данном суждении не хватает дизъюнкта «единичные суждения», значит заключение по этому модусу недостоверно.

Задача 41.

Сделайте вывод из посылок по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения. Постройте его схему, определите следует ли вывод с необходимостью.

Потерпевшим признается лицо, которому преступлением нанесён моральный, физический или имущественный вред.

Потерпевшему М. нанесён физический вред_______________________________________

Потерпевшему не нанесён моральный и имущественный вред

<p۷q۷r>, q

   ךp,ךr

Утверждающе-отрицающий модус.

Большая посылка должна быть исключающее-разделительным суждением или суждением строгой дизъюнкции. Условие не соблюдено, соответственно, вывод не следует с необходимостью.

Задача 42.    

Сделайте вывод из посылок по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения. Постройте его схему, определите, следует ли вывод с необходимостью.

Совместимые понятия могут находится в отношении равнообъёмности, либо подчинения.

Понятия «студент» и «спортсмен» не находятся в отношении подчинения____________

Понятия «студент» и «спортсмен» не находятся в отношении равнообъёмности.

p۷q, ךq

    p

Отрицающее – утверждающий модус.

В большей посылке должны быть перечислены все возможные суждения  - дизъюнкты, иначе говоря, большая посылка должна быть полным (закрытым) дизъюнктивным высказыванием. В данном суждении не хватает членов дизъюнкции, значит заключение по этому модусу недостоверно.

 

 

 

 

Задача 43.

Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу. Определите, следует ли с необходимостью заключения из посылок.

Несовместимые понятия могут находиться в отношении соподчинения, либо противоположности, либо противоречия.

Несовместимые понятия находятся  отношении противоречия________________________

Несовместимые понятия не находятся в отношении соподчинения либо противоположности

<pqr>, r

    ךp, ךq

Большая посылка должна быть исключающее-разделительным суждением или суждением строгой дизъюнкции. Это условие соблюдено, значит, вывод следует с необходимостью.

Несовместимые понятия могут находиться в отношении соподчинения, либо противоположности, либо противоречия.

Несовместимые понятия не находятся в отношении противоречия или соподчинения_________________________________________________________________

Несовместимые понятия находятся  в отношении противоречия.

<pqr>, ךrךp

             q

В большей посылке должны быть перечислены все возможные суждения  - дизъюнкты, иначе говоря, большая посылка должна быть полным (закрытым) дизъюнктивным высказыванием. Условие соблюдено, значит вывод следует с необходимостью.

Задача 44.

Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу. Определите, следует ли с необходимостью заключения из посылок.

Ответственность за правонарушения может быть дисциплинарной, административной или уголовной.

Ответственность за правонарушение была дисциплинарной.__________________________

Ответственность за правонарушение не была административной или уголовной.

p۷q۷r, p

ךqך۷r

Большая посылка должна быть исключающее-разделительным суждением или суждением строгой дизъюнкции. Это условие не соблюдено, значит, вывод не следует с необходимостью.

Ответственность за правонарушения может быть дисциплинарной, административной или уголовной.

Ответственность за правонарушение не была уголовной или дисциплинарной_______________________________________________________________

Ответственность за правонарушение  была административной.

p۷q۷r, ךrך۷p

         q

В большей посылке должны быть перечислены все возможные суждения  - дизъюнкты, иначе говоря, большая посылка должна быть полным (закрытым) дизъюнктивным высказыванием. Условие не соблюдено (ответственность бывает материальной, гражданско-правовой и т. д.), значит вывод не следует с необходимостью.

Задача 45.

Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу. Определите, следует ли с необходимостью заключения из посылок.

Соучастниками преступления наряду с исполнителями признаются организаторы, подстрекатели и пособники.

Соучастником преступления были признаны пособники________________________________________

Соучастниками преступления не были признаны исполнители, организаторы, подстрекатели.

 

<p۷q۷r۷t>, t

7p۷7q۷7r

Большая посылка должна быть исключающее-разделительным суждением или суждением строгой дизъюнкции. Это условие не соблюдено, значит, вывод не следует с необходимостью.

Соучастниками преступления наряду с исполнителями признаются организаторы, подстрекатели и пособники.

Соучастником преступления не признаны исполнители, организаторы, подстрекатели.___________________________

Соучастником преступления признаны пособники

<p۷q۷r۷t>, 7p۷7q۷7r

              t

В большей посылке должны быть перечислены все возможные суждения  - дизъюнкты, иначе говоря, большая посылка должна быть полным (закрытым) дизъюнктивным высказыванием. Условие  соблюдено , значит вывод  следует с необходимостью.

Задача 46.

Постройте прямую и косвенную аргументацию данного тезиса.

Любой вид сложных суждений строится на основе соединения простых суждений логическими связками. (T)

Различают виды сложных суждений: соединительные, разделительные, условные, эквивалентные.

Конъюнктивные (соединительные) суждения строятся на основе соединения простых суждений логической связкой "И" 1)

Дизъюнктивные (разделительные) суждения строятся на основе соединения простых суждений логической связкой "ИЛИ" (а2)

Условные суждения строятся на основе соединения простых суждений на основе соединения простых суждений логической связкой "если..., то..." (а3)

Эквивалентные суждения строятся на основе соединения простых суждений на основе соединения простых суждений логической связкой "Если, и только если..., то..." (а4)

а1, а2, а3, а4, Т

Любой вид сложных суждений строится на основе соединения простых суждений логическими связками."

Полная индукция, вывод достоверный.
2. Некоторые виды сложных суждений не строятся на основе соединения простых суждений логическими связками. (7Т)

7С (7С - существуют виды сложных суждений, построенные не на основе соединения простых суждений логическими связками)

(7СF)C

7Т 7С, С

77Т=Т  

Задача 47.

Постройте прямую и косвенную аргументацию данного тезиса.

1.Некоторые русские писатели – Лауреаты Нобелевской премии. (Т)

ТС (С - список с фамилиями нобелевских лауреатов)

F=C (F - факты, сравниваем С с фактами)

ТС, С

    Т

2.Ни один русский писатель не является Лауреатом нобелевской премии (7Т)

(7СF)C

7С, С

  77Т=Т

Задача 48.

Постройте прямую и косвенную аргументацию данного тезиса.

1.Каждый подсудимый искренне признаёт свою вину.(Т)

Подсудимый N искренне признаёт свою вину - С1

Подсудимый К искренне признает свою вину.  -С2

Подсудимый R искренне признаёт свою вину. - С3

ТС1, С2, С3

С1=F, С2F, C3F 7C (Сравниваем с фактами, Подсудимый К признал свою неискренне, подсудимый R не признал свою вину, соответственно следствия С2 и C3 ложные, а ложность следствия ведёт к ложности основания)

ТС, 7C

    

2. Некоторые подсудимые не признают искренне свою вину. (7Т)

(7С=F) 7C

7T 7C, 7C

       7T

 

Задача 49.

Постройте прямую и косвенную аргументацию данного тезиса.

1. «Сведение к абсурду» - единственный метод опровержения. (Т)

ТС (С - не существует ни одного метода опровержения, кроме метода "Сведение к абсурду")

СF (F - факты)

ТС, 7С

       7Т

2.Сведение к абсурду - не единственный метод опровержения. (7Т)

7С (7С  - существую  методы опровержения, кроме метода "Сведение к абсурду")

(7С=F)7C

,

        7Т

 

Задача 50.

Постройте прямую и косвенную аргументацию данного тезиса.

1.Любое понятие является конкретным. (Т)

ТС (С - не существует ни одного абстрактного понятия)

СF (F - факты)

ТС, 7С

       7Т

2.Некоторые понятия не являются конкретными. (7Т)

(7С=F)7C

7С,7 С

  7Т

 

 

Hosted by uCoz