1. Назначение хоз.деятельности.

Экономика «реальная»-хоз.деятельность, «эк.теория»-наука,изучающая практическую деят-сть людей

Что создает реальн.эк-ка и для кого? Создавать эк.БЛАГА:

1)естественные(порожденные природой): а.)готовые предметы потребления(фрукты),

   б.)полезные ископаемые->ср-ва производства

2) ->предметы потребления

Противоречие: при росте созданных благ, опустошаются природн.ресурсы->может сказаться на жизн.уровне

2. Роль потребностей в развитии реальной экономики

Потребность-нужда или недостаток в чем-то необх-мом для поддерж-я жизнедеят-сти человека, соц.группы или общ-ва.

Потребности(по субъектам):индивидуальные,коллективные,

групповые,общественные

(по объекту):материальные,духовн,этические,эстетич

(по сферам деят-сти):труда,общения,рекреации,экономические

Пирамида Маслоу:саморазвитие-уважение-общение-безопасность-физ.потребности

Пр-во влияет на потребности:1)создает благо(удовлетв.запрос и созд.нов. потребности)

2)возникают качеств.новые потребности(НТР)

3)формируется культура потребителя

Потребн.влияют на пр-во:1)потребности явл-ся внутр.причиной деятельности

2)запросы обгоняют и толкают пр-во

3. Структура экономики в нач.XXI века.

Пр-во эк.благ крайне неравномерно.Мировая эк-ка подразд-ся на 3 уровня:

Iстадия реальной эк-ки(Гвинея,Мали,Сенегал).В с/хоз-ве занято 2/3 населения.

II ст.индустриального пр-ва – господствующая(Турция,Мексика,Бразилия)

IIIст постиндустриального пр-ва(США,Канада,Яп).Возросла выработка служащих,сокращена занятость в с-хоз-ве и промышл. Источн.энергии-АЭС

Особенности постиндстрии:

1)два типа деят-сти(материальный-продукты,нематериальн.-произвед.искусства)

2)усиливается взаимосвязь процессов мат.и немат.произ-ва(необходимо увелич.информации, открытий)

Структура реальной экономики в начале XXI столетия.

В самом начале XXI в. строение реальной экономики предстаёт в 2-х разных видах:

1. Структура мирового производства.

По разным историческим, социально-экономическим и политическим причинам производство экономических благ в разных странах мира развивалось крайне неравномерно. Поэтому структуру мировой экономики можно подразделить на 3 уровня:

Доиндустриальная (некоторые страны Африки: Мали, Гвинея, Сенегал, - где в с/х занято 2/3 населения)

Индустриальная ( во многих странах всех континентов – Турция, Мексика, Бразилия, Индонезия)

Постиндустриальная (США, Канада, Япония, государства Западной Европы)

Однако такая трёхуровневая структура не является неизменной.

2. Новое строение постиндустриальной экономики.


 

 

Современное

производство

 

Материальное производство

 

Нематериальное производство

Производство

материальных благ

Производство

материальных услуг

 

Производство

нематериальных услуг

Производство нематериальных благ

         

СФЕРА УСЛУГ

1 особенность: Во всех развитых странах экономика состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга типов производства: материального (изготовляет вещественные продукты) и нематериальные (создаёт духовные, культурные ценности).

2 особенность: Сфера услуг. Услуга – такой вид целесообразной деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности.

Материальные услуги (торговля, жилищно-бытовое обслуживание)

Нематериальные услуги (здравоохранение, искусство, страхование)

3 особенность: Для постиндустриальной экономики характерно: преодолеваются границы, разделяющие процессы материального и нематериального производства, усиливается их взаимозависимость и взаимодействие.

4. Предмет эк.теории-экономические отнош-я(-совокупн-ть отношений между людьми в процессе пр-ва,обмена,потребления).

Эк.отнош-я взаимосвязаны с др.подсистемами реальной эк-ки:

1)с техникой 2)технологией 3)с соц.отнош.(соц.структура пр-ва и распред-ем доходов) 4)с полит отнош.(действие гос-ва в экономике)  5)с правовыми отнош.(правовое регулир-ние хоз.деят-сти)

5. Система соц.-эк.отношений (хозяйственные связи между большими социальными группами, отдельными коллективами и членами общества)

Экономические связи

1.соц-экономич.отношения(определение формы собств-сти на условия и плоды хоз-деят-сти)

а)отнош-я собственности(присвоение,пользование,доход)

б)соц.отнош-я распределения

в)социально-эк.связи в пр-ве

2. организация эк.отношения(орг-ция плана пр-ва—распределения—обмена—потребления)

а)кооперация и разд.труда      б) упр-е экономикой

в)организация хоз-ва

6. Собственность в эк.и юр.смыслах

Собств.(юр.)отношение владения(физ.обладания вещью),пользования(потребления)и распоряжения(изменение присвоенности имущества). de jure

Собств(эк)отношение присвоения,хоз.использования(может использоваться собственником и не собств-ком) и экономической реализации собственности(получения дохода). de facto

7. Типы и формы собственности(на основании ГКРФ)

Типы:

1)частная

а)собств-сть на средства пр-ва трудящегося

б)собств-сть на вещественные условия и результаты пр-ва работника

2)общедолевая

а)хоз.товарищество     б)акционерн.общ-во

в)производств-ый кооператив     г)хоз.объединение

д)совместное предприятие разных вкладчиков

3)общесовместная

а)общесовместная    б)государственная

в)имущ-во крестьянского хоз-ва

Субъекты: физ.лица,юр.лица,гос-во

Объекты:движ.имущ-во,недвиж,интеллект.собств.

I.                        Тип общей долевой собственности имеет следующие черты:

a.                                                                                                                                                                                                                        Образуется объединением частных вкладов, которые вносят все участники в общее имущество

b.                                                                                                                                                                                                                        Применяется в общих интересах владельцев и под единым контролем управления

Конечные результаты распределяются с учётом доли каждого из участников

II.                        Частное присвоение означает, что отдельные граждане относятся к своему имуществу как к личному источнику богатства.

III.                                                                                                                                                                                                                              Особенность общего совместного присвоения:

a.                                                                                          Все совладельцы относятся к решающим средствам производства как к совместно и нераздельно им принадлежащим

b.                                                                                          Изначально не определена доля имущества, принадлежащая каждому участнику

c.                                                                                           Любой участник не может по своему усмотрению присвоить и использовать в хозяйственных целях какую-то часть общего имущества

d.                                                                                          Общий доход распределяется или в равных долях или в зависимости от трудового вклада каждого в коллективный результат

8.Кооперация труда

Кооперация-соединение людей в их совместной работе,увеличивающее масштабы производств-ой деят-сти,экономит затраты и повышает эффективность хоз.деят-сти.

Ф-ции:1)повыш.эффект.пр-ва

2)повыш.производит-ой силы труда

3)уменьш.затрат на средства пр-ва

4)как следствие – специализация

Формула производ-сти труда

П(т)=В/ППП

В-выпуск продукции

ППП-промышленно-производственный персонал

9.Разделение труда:его сущность,формы и эк.значение.

Разделение труда(специализация)-дробление сложного производственного процесса на элементы и закрепление их за отдельными работниками и коллективами.

Формы:    1)индивидуальная(человек->одно занятие)

2)разделение труда на предприятии(выделение в труд.коллективе разн.видов деят-сти)

3)обособление деят-сти в масштабе отрасли(энергетика,автомобилестроение)

4)нац.хоз-во по родам(промышленность,сел.хоз-во)

5)территориальное(по округам на отрасли)

6)международное разделение стран(специализация)

Формула производительности труда       П(т)=В/Р

В-выпуск продукции

Р-среднегодовая численность рабочих или 1 работник

10. Натуральное и товарное пр-во

Натуральное пр-во-организация пр-ва, в которой продукт производ-ся для личн.потребления.

Осн.черты:»)замкнутость»)универсальный труд»)непосредств.прямая связь между пр-вом и потреблением Результат-нат.продукт

Товарн.пр-во-орг-ция пр-ва благ для продажи или обмена.

Осн.черты:»)открытость(в обе стороны)»)разделение труда»)косвенные хозяйств.связи между пр-вом и потреблением Результат-товар

Для натурального хозяйства характерна застойная экономика, траектория движения которой представляет замкнутый круг. Это обусловлено рядом последовательных причинно-следственных связей: универсальный труд – ручные средства труда – низкая выработка тружеников – простое воспроизводство – традиционные потребности.

Чем различаются продукты натурального и товарного производства.

Продукты двух типов организации производства вполне естественно различаются по названию: в натуральном хозяйстве создаётся натуральный продукт, а в товарном – товар.

Всякий экономический продукт обладает свойством быть полезным, т.е. удовлетворять какие-то потребности людей. Полезности разных благ по-разному взаимосвязаны между собой: различаются взаимозаменяемые, взаимодополняемые и независимые продукты.

Товар – это созданная трудом общественная полезность, предназначенная для эквивалентного обмена на рынке на другой товар. Товар обладает меновой стоимостью – способностью обмениваться на другие полезные вещи в определённых пропорциях обмена. Делает товары равноценными внутренне присущая им стоимость.

11. Товар и его св-ва

Товар-продукт труда,способный удовлетворить ту или иную потребность и произведенный для продажи или обмена.

Св-ва товара:1)потребительная стоимость(способность вещи удовлетворять ту или иную человеч.потребность)   2)меновая стоимость

21 Дом.хоз-во-группа людей,кот.проживает в одном жил.помещении или его части,совместно обеспечивает себя всем необход-м для жизни,полностью или частично объединяет или расходует свои ср-ва.

1.семейные

а)1сем.пара(без дет,с дет,с др.род)

б)2 и бол.сем.пары    в)без супр.пары(мама с реб)

2.несемейн

а)из лиц без родства    б)1 человек

Демографич.проблема – в среднем в каждой брачной паре меньше 5 чел.

Эк.меры для укрепления семейных отношений:

-увелич.пособия женщинам по уходу за ребенком

-запретить по закону увольнение берем.женщин

-воссоздать массовую сеть дет.садов

-значительно повысить (как в США) размер алиментной платы (цена развода)

-не допускать, чтобы после развода родителей дети оставались без жил.площади

Эк.основа домохоз-в: доходы семей (денеж.основа) и имущ-во (эк.основа – собственность)

Варианты эк.организации дом.хоз-ва, брака:

-неконтрактный (единая собственность и ден.бюджет семьи)

-контрактный (частная единолич.собственность, нет единого сем.бюджета)

Члены семьи по источникам ден.доходов: работодатель, работающий на себя, наемный работник, получатель доходов от собственности или трансферов)

В настоящее время под домохозяйством принято понимать совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство. В первую очередь домохозяйство включает семью.

Семья – малая группа, которая основана на брачном союзе мужчины и женщины или кровном родстве. Эта группа связана общностью быта, взаимопомощью.

Типы домохозяйств:

1.                                                                                                                                                                                                                        проживает 1 человек, который обеспечивает себя материально

2.                                                                                                                                                                                                                        малая семья (до 4 человек)

3.                                                                                                                                                                                                                        большие семьи (от 4 до 8 человек и более).

Потребительский характер домашнего хозяйства.

Домохозяйства выполняют многообразные социально-экономические задачи. Они, как правило, носят потребительский характер, что связано с удовлетворением жилищно-бытовых нужд, созданием условий для культурного досуга и укрепления здоровья всех проживающих в хозяйстве. Здесь много внимания уделяется воспитанию и образованию подрастающего поколения, его подготовке к трудовой деятельности.

Экономическое значение домохозяйств состоит в том, что они поставляют обществу трудовые ресурсы и другие факторы производства.Расходы на питание, потребит.продовольствие собственного производства, на непродовольств.товары, потребление в нат.форме за счет оплаты труда и соц.выплат.

20.Микроэкономика: её особенности и структура

-1)часть хоз-ва страны,представленная обособленными  хоз.субъектами малых форм

-2)раздел эк.науки исследующий эк.отнош-я,складывающиеся на ур-не малых форм хозяйствования. Микроэкономика является исторически первоначальным видом хозяйственной деятельности, возникшей на доиндустриальной стадии производства.

Отличит-е черты

1)собственности – единоличная, частная, семейная

2)кооперация и разд.труда - небольшие масштабы, узкая предметная специализация

3)упр-е экономикой - микрохоз-вом упр-ет единоличн.собственник.

4)типы орг-и хоз-ва – свободные рыночные связи между хоз-вами

Микроэкономика возникла в Европе в XV-XVI вв.(на смену феодализму с креп.правом пришел капитализм => частн.собственность и предпринимат-во), в России – к 1917г.(Декрет о земле 9 нояб., 20-e – НЭП до конца 20-х), потом 1992г.

Приватизация – передача гос.или муницип.собственности безвозмездно или за плату в частн.собственность.

Англия. Произв.шерсти=>нужны овцы=>прогнали крестьян=>у помещиков частн.собств.(ликвидация крестьянства)

Франция. Бурж.революция=>земля крестьянам=>ликвидация помещ.=>крестьяне-продавцы

Плюсы сектора микроэкономики:

1.                  на микрохоз-во затрвчивается сравнительно немного средств и его наиб.просто создать

2.                  собственник микрохоз-ва полагается на свои способности и усилия, он сам принимает все выгодные решения, обладает всей полнотой власти

3.                  микроэк.важна для удоволетв.потребностей людей (сфера услуг)

Минусы:

1.                  на собственника ложится полная имущ.ответственность => возможно разорение

2.                  мелкому хоз-ву обычно не хватает денеж.и мат.средств для норм.существования, расширения и совершенствования хоз-ва

3.                  единолич.собственник не может угнаться за быстро ускор.НТР

Тенденции перемен в микроэконом:

1.                  Первоначально  экономика западных стран обычно состояла из самостоятельных хозяйств, которые принадлежали единоличным собственникам. Большинство из них - в сельской местности. В 1890 – 80% амер.-независ.собственники, теперь – 10%

2.                  Меняют свою нишу при переходе от одной стадии производства к другой. На доиндустр.стадии мелкие независимые собственники преобладали в сельской местности и ремесленном производстве, в начале индустриальной – на небольших промышленных предприятиях, в постиндустриальном обществе – в сфере услуг.

3.                  В современной экономике Запада преобладающей формой единоличного присвоения является мелкое хозяйство – обслуживание индивид.запросов людей. Сюда относятся множество с/х форм, бесчисленное количество семейных лавочек, рестораны, мотели, аптеки и т.д.

Причины устойчивости хозяйств:

§                                                                                                                                                                                                                           Гибкость

§                                                                                                                                                                                                                           Небольшие объёмы рыночных сделок

§                                                                                                                                                                                                                           Узкоспециализированное производство

§                                                                                                                                                                                                                           Использование современной микропроцессорной техники

Помощь государства мелкому бизнесу

22. Сущность,виды.роль предпр-ва

Пр-во инициативная,самост-ная деятельность граждан или объединений,на свой риск и подс вою овтетств-ость,направленная на увелич.личного и обществ-го богатства.

Предприниматель – это человек (или группа людей), который берёт на себя риск и ответственность за организацию и управление фирмой.

В зависимости от масштабов хозяйственной деятельности предпринимательство подразделяется на:-индивидуальное

-коллективное (инициативным делом руководит какой-то коллектив, например, члены товарищества, акционеры)

Типы юр.лиц:

1)коммерческие(хоз.товарищ-ва,общества,произв.

Кооперативы,гос.и муниц.предприятия)

2)неком.(потребит.кооперативы,религиозн.орг-ции)

Ф-ции предпр-ва

1)ресурсная(работники и ср-ва пр-ва)

2)организаторская(обеспечение фаторов пр-ва,кот.способствуют цели)      3)творческая(новаторства)    4)прибыльность

Особенности малого предпринимательства и его экономические показатели.

1.                  Законодательно установлены следующие предельные уровни малых предприятий:

§                    в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек

§                    в с/х и научно-технической сфере – 60 человек

§                    в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек

§                    в других отраслях – 50 человек.

2.                  Различают 2 основные формы индивидуального предпринимательства:

§                    Индивидуальная трудовая деятельность, основанная на собственном труде предпринимателя и членов его семьи

§                                                               Индивидуальное (семейное) частное предприятие, работающее с привлечением наёмных работников.

3.                  Мелкое предпринимательство основывается на частной и семейной (общей совместной) собственности.

4.                  Для малого предпринимательства характерно очень неравномерное распределение по отраслям экономики.

Об успешности или серьёзных упущениях в хозяйственной деятельности малых предприятий свидетельствует итоговое сальдо – разность между денежными поступлениями и расходами за определённый период. Положительное, активное сальдо – превышение поступлений денег над расходами, а отрицательное, пассивное сальдо – наоборот. Доход предприятия – прибыль (превышение суммы денег за проданную продукцию над расходами по её изготовлению).

Задолженности. Кредиторская задолженность вкл.задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Дебиторская – с покупателями и заказчиками за товар.

Между домохоз-вами и предприятиями сущ.постоянные эк.связи, кот.налажены в виде циклических потоков (круговых движений производств.факторов, товаров и денег, кот.соверш.между основными хоз.субъектами)

12. Сущность и функции денег, путь от бартера к золотому стандарту.

5-7 тыс. лет назад впервые возникло товарное производство.

Бартер – прямой обмен одного товара (т1) на другой товар (т2), по формуле Т1 – Т2. Товары стали производится около 50 веков тому назад. Обмен одной полезной вещи на другую полезную вещь. При прямом обмене товара на товар обмениваются «полезности» вещей. Например, у греков и арабов это был скот, у славян – меха.

Эквивалент (лат. Aeguus – равный + valens – имеющий значение, цену) – товар, в котором выражается стоимость товара.  Первоначально деньги – наиболее ходовые товары на рынке. В России, при изучении «Русской Правды», можно увидеть что вещь стоит столько куний (от слова куница), из чего следует , что использовались шкурки куницы. Но среди товаров надо было найти тот товар, который был бы выразителем стоимости всех товаров. Отличилось в основном золото, как всеобщий эквивалент. Золото выполняло все возможные и необходимые функции денег. Это благородный металл, обладающий большой сохранностью. Золото имеет также другие необходимые качества: делимость, портативность (благодаря большому удельному весу золота требовалось меньше, чем меди), наличие в достаточном количестве для обмена, большая стоимость

Деньги-товар особого рода,всеобщ.эквивалент.

(1)стоимость денег определется затратами общественно необходимого труда на добычу золота

(2)потребительная стоим.состоит в их способности обмениваться на любой товар и удовлетворять любую потребность.

Ф-ции:1)мера стоимости(измерен.стоимости др.товаров)

2)ср-во обращения(мимолетный посредник в обмене товаров по формуле Т-Д-Т)

3)ср-во накопления и образования сокровищ(деньги выпадают из обращения)

4)ср-во платежа(при продаже товаров в кредит деньги выполняют функцию платёжного средства)       5)мировые деньги(золото-обслуживают мировую торговлю, роль всеобщего эквивалента в хозяйственных взаимоотношениях всех стран)

Формула простого товарообмена(товарно-денежн.обращение)

Т(1)-Д-Т(2)-Д

Золотой стандарт

Современные деньги

1. Имеет действительную стоимость

(соответствует затратам на товарные деньги)

1. Затраты на денежные средства не соответствуют обозначенной на них стоимости денег.

2. Выполняют 5 функций денег.

2. Без золота не выполняются функции:

средство образования сокровищ и мировые деньги.

3. Золотые деньги и товары равны de facto

3. Деньги и товары приравниваются по стоимости  de jure

13. Современные денежные средства

Современные денежные средства, не имеющие внутренней стоимости, выполняют функции меры стоимости (количество товаров и услуг, которые можно получить на денежную единицу), средства обращения и средства платежа. Это долговые обязательства государства, банков и сберегательных учреждений, которым государство придало роль законного платёжного средства. Ликвидность – 1. способность денег обмениваться на товары и услуги

2.                                                                                    способность долгового обязательства быть обращённым в наличные деньги

3.                                                                                    денежные затраты на капитальные вложения (увеличение производства).

Денежные агрегаты-части современных денежн.средств,кот.применяются для обращения и объединяют разные долговые обязат-ва в зависимости от степени и характера их ликвидности.

M0 – наличные деньги

М1 = М0 + чеки, вклады до востребования.

М2 = М1 + небольшие срочные вклады.

М3 = М2 + любые вклады.

L = М3 + ценные бумаги.

Чек-ценная бумага,документ,кот.используется для безналичных расчетов за покупки и долги(содерж.письмен.распоряж-е банку уплатить держателю чека опр.сумму)

14.Деньги, основанные на информац.технологии (путь к эл.деньгам)

А) Первая ступень: все более широкий переход от наличного обращения ( Использования наличных денег) к безналичному денежному обороту (ден.средства в форме записей на банковских счетах).

Б) Вторая ступень – безналичные расчеты с помощью пластиковых карточек:

1)дебетовая(получение $в банкомате)

2)дисконтная(%понижения цены товара)

3)клубная(доп.услуги,преимущ-ва)    4)заправочная

5)кредитная(кредит на момент покупки)

В). Третья ступень – электронные деньги (денежные расчеты посредством использования новейшей электронной техники). Для этого используется электронная почта, «почтовый ящик», «электронный кошешек». Передаваемые сведения шифруются, получатель денег использует электронную подпись.

Фальшивомонетничество – это изготовление поддельной металлической монеты, денежных знаков, ценных бумаг. Такой промысел ведётся с целью сбыта или выпуска в обращение фальшивых денег и обогащения за этот счёт. По законодательству всех стран это преступление.

Меры по борьбе:

§                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         резко уменьшается количество наличных денег в обращении, и они заменяются безналичными расчётами (с помощью чеков, кредитных карт).

§                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         повышается степень защиты денег от подделок

§                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         банкноты старого образца периодически заменяются новыми с большей степенью защиты  -банки, торговые и иные учреждения оснащаются специальной техникой для выявления фальшивок

§                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         населению разъясняется, чем фальшивые деньги отличаются от настоящих.

36.Особенности совр.кредита-временное предоставление в долг товаров и денег на условиях возврата через определенное время долга и уплаты вознаграждения %.В современности банки и население одновременно явл-ся кредиторами.В капиталистич. обществе все друг другу должны.

Кредит – предоставление в долг товаров и денег на условиях возврата через известное время суммы долга и процентов.

Чтобы создать нормальные условия для производственного бизнеса, проценты за денежные ссуды были снижены по сравнению с ростовщичеством до приемлемого уровня.

Коммерческий кредит  предоставляется товарами с отсрочкой платежа.

Банковский кредит  выдаётся в виде денежных ссуд.

Потребительский кредит – ссуда, выдаваемая физическому лицу на потребительские нужды.

Ипотечный кредит – кредит под залог недвижимости.

Бланковый кредит – кредит для клиентов с высокой платёжеспособностью без обеспечения товарно-материальными ценностями или ценными бумагами.

Вексельный кредит – кредитование банком владельца векселя путём досрочной выплаты ему суммы долга за вычетом цены за услуги банка.

Краткосрочный кредит – ссуда, выдаваемая на срок до 1 года.

Среднесрочный кредит – кредит, выдаваемый на срок от 1 года до 5-7 лет.

Долгосрочный кредит – ссуда, выдаваемая на срок 5 лет и более.

37.Банковский капитал и его эк роль

Назначение банков сосредотачивать у себя ден.ср-ва и предоставлять их в ссуду.

Ф-ции банков(1)активные-учет векселей,фондовые операции,подтоварные ссуды,бланковый кредит

(2)пассивные-срочные и депозиты до востребования

Вексель-спец.долговое обязат-во заемщика уплатить опред.сумму в указанный срок.

38.Норма прибыли банковского капитала

Норма % ставки по кредиту всегда>%ставки по депозиту.

Норма прибыли банка П`(ч)=П(ч)/К(с) ∙100%

(чистая прибыль и собств.капитал банка)

*Реальная ставка-номинальная ставка процента исчисленная с учетом ур-ня инфляции.

15. Рынок и его роль в экономике

Рынок-1)явление сферы обращения 2)система отнош-я между свободными проадвцами и покупат-ми. 3)совокупность сделок купли-прод. и услуг

Ф-ции:1)соединит-я(среда пр-ва+потребление)   2)контролирующая(за конечными рез-тами пр-ва)

положительныe качества всякого рынка:

-Свобода участников рынка действовать по своей воле и в собственных интересах

-Осуществлять неограниченный выбор условий торговли ,сделки.

-Обладать свободой договора.

Органы государственного контроля и регулирования

1.Учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю (налоговые органы, финансово-кредитные органы)

2. Правовая система (устанавливает единые правила поведения рынка, охраняет экономические интересы участников рынка)

3. Союзы потребителей, предпринимателей и работников предприятий.

4. Рыночная инфраструктура (торговые предприятия, биржи (торговые и фондовые биржи ценных бумаг))

П – Ц – С

Устанавливаются два закономерных варианта на таком рынке, где независимой переменной является рыночная цена (причина изменений), а зависимыми переменными (следствиями) являются индивидуальный спрос (Си – покупателя) и индивидуальное предложение (Пи  - одного продавца).

На этом рынке действует 2 других закона.

А) закон индивидуально спроса по рыночной цене (Ц – Си)

Б) закон индивидуального предложения ( Ц  - Пи)

Два других закономерных варианта образуются на таком рынке где действует массовый спрос (См – очень много покупателей определенного товара) и массовое предложение (Пм – множество какого то товара): и та и другая причины ведут к закономерным изменениям рыночной цены (последствия).

В таких случаях действуют 2 закона:

А) Закон рыночной цены по массовому спросу (См       Ц)

            Б) закон рыночной цены по массовому предложению (Пм         Ц)

16.Закон спроса и предложения по цене.

Спрос - это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия.

На спрос воздействует ряд рыночных факторов, например доходы покупателей, их вкусы и предпочтения. На рынке с преобладанием мелких товаровладельцев действует закон спроса (по цене), который выражает зависимость платёжеспособной потребности покупателей от рыночной цены: чем выше цена товара, тем меньше спрос на него.

 

Кривая C1-C2 на графике показывает: при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается и, наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.

Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса (“чувствительность” его объема) в зависимости от цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Kg):

к == Рост объема спроса (в %)

Снижение цен (в %)

 

Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен.

Закон предложения по цене.

Предложение - это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены.

На таком же рынке действует закон предложения (по цене), который характеризует количественную зависимость предложения продавцов от цены: чем выше цена, тем в большей мере растёт предложение продуктов.

 

Кривая П12 на графике показывает, как с ростом цены производители увеличивают объем продажи, и, наоборот, предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.

Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кд):

 

Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий.

Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен.

17. Воздействие массового спроса и массового предложения на рыночную цену.

Закон цены по массовому спросу.

В условиях, когда на рынке складывается массовый спрос и недостаточное предложение, действует закон цены по массовому спросу: рыночная цена возрастает по мере увеличения объёма массового спроса (по сравнению с предложением товаров): чем больше объём массового спроса покупателей, тем выше уровень рыночной цены.

 

Закон цены по массовому предложению.

Когда же при недостаточном спросе покупателей предложение товаров сильно увеличивается, то действует закон цены по массовому предложению: чем выше предложение товаров (по сравнению со спросом покупателей), тем ниже уровень рыночной цены.

 

 

 

18. Эконом.роль конкуренции

Конкуренция-соперничество между рыночными субъектами за наилучшие усл-я пр-ва,купли и продажи товара.

Виды: А) (по масштабам)-индивидуальная, местная(на опр.территории), отраслевая(в одной отрасли), национальная, международная

Б) (по способам противоборства)-ценовая (путем снижения цен)

неценовая(кач-во,реклама,усл-я продажи)

В) (по состоянию рынка)-совершенная(огромн.множ.продавцов),

несов(олигаполия-власть немногих),монополичтическая(больш.кол-во проадвцов)

Свободная конкуренция и абсолютная монополия

Состояние рыночных отношений

Свободная конкуренция

Абсолютная монополия

Виды собственников

Мелкие

частные собственники

Собственники крупных

хозяйственных объединений

Число участников рынка

Много покупателей и продавцов

Один

Независимость участников

рынка друг от друга

Имеется

Нет

Цель противоборства

Достижение лучших

целей торговли

Установление полного

господства на рынке

Установление рыночной цены

одним участником

Невозможно

Возможно

Подобно спортивной игре состязательность рынка может иметь три результата:

1.                  Безубыточность

2.                  Выигрыш (получена прибыль)

3.                  Убыток.

Правила индивидуальной конкуренции

1.                  Учитывать уровень равновесной цены(равенство массового спроса и массового предложения) при определении уровня цены.

2.                  Затрачивать на единицу продукции меньше ресурсов, тогда индивидуальная цена товара будет меньше равновесной цены. Продажа товара по равновесной цене в этом случае дает прибыль.

3.                  При обострении конкуренции соперники преднамеренно снижают свою цену товара, чтобы разорить противника. Затем победитель восстанавливает свою цену до равновесного уровня и зачастую до равновесного уровня и зачастую скупает имущество неудачного конкурента.

 

 

19 Монополия:ее законодательные огранич-я,защита конкуренции.

 Монополия-хоз.орг-ция,кот.захватывает в целях обогащения большую часть рынка.

Монополии

1)по месту в торговых сделках

а)монополия   б)монопсония

2)по масштабам охвата рынка  а)абсолютная

3)по характеру возникновения и причинам

а)естеств(собственник редкого товара)

б)легальн(патенты,авт.права,тов.знаки)

в)искусств(карт.синд,трест)

Способы защиты конкуренции

1)воспрещается(1 произв>50%рынка,5пр>70%р)

2)производитель >35% рынка вносится в реестр ФАС

3)запреты на злоупотребление доминирующим положением

4)повыш.ответств.за наруш.антимонопольн.зак-ва

23. Бизнес-сущность и виды.—инициативная хоз.деят-сть,преследущая получение прибыли.

1)(по сф-ре и отраслям хоз-ва)—производственный(промышл,с-хоз-во);непроизв(шоу-бизнес,проф.спорт)

2)по масштабам деят-сти(малый,средний,крупный,международн)

3)по степ.кооперации хоз.деят.(индивидуальный,групповой(акц.общ-во),франчайзинг)

Криминальный бизнес – особый способ обогащения, основанный на преступных действиях в сфере экономики. Криминальный вариант бизнеса не может быть приемлемым для всех предпринимателей. Отдельным уголовным элементам он может дать, как правило, кратковременную выгоду. Эта выгода оборачивается большими потерями для преступника после того, как его разоблачат и осудят.

УК РФ установил ряд преступлений в сфере экономической деятельности. В их числе, в частности, такие конкретные виды криминального бизнеса:

§                                                         незаконное предпринимательство

§                                                         лжепредпринимательство

§                                                         легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём.

К криминальному бизнесу можно отнести некоторые преступления против здоровья населения:

§                                                         посев или выращивание запрещаемых к возделыванию растений

§                                                         незаконный сбыт, изготовление, хранение сильнодействующих или ядовитых веществ

нарушение правил производства, хранения, отпуска сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло за собой последствия.

24. Капитал и образование новой(добавленной)стоим.

Капитал-самовозраст.стоимость.

Простое воспроизводство-непрерывное повт.созидательной деят-сти в ходе которого производится нов.стоимость.

Iстадия D-T=СП и Р(денежн.капитал превращается в производительный)

D-авансированые ден.ср-ва предприятия

СП-ср-ва пр-ва    Р-рабоч.сила

IIстад. Т=СП+Р…П..Т`(купленные факторы пр-ва(СП,Р)соед-ся в производственном процессе(П) в кот.создаются товары(Т`)

IIIстад.T`-D`(товарный капитал с возросшей стоим-ю превращается в денежн.капитал,содержащий прибыль)

Коммерческий расчёт – использование рыночных способов и поощрений к деятельности, обеспечивающей получение дохода.

Он основывается на том, что торговая выручка от продажи произведённых товаров должна покрывать все затраты ресурсов и давать прибыль.

Правила коммерческого расчёта:

1.                                                                                                                                                                                                                        предпринимательская самостоятельность (сами выделяют собственные или заёмные деньги на покупку средств производства и з/п работникам, определяют, как рационально использовать производственные факторы, какие выпускать товары).

2.                                                                                                                                                                                                                        самоокупаемость (выделенные на хозяйственную деятельность деньги должны полностью возмещаться за счёт выручки от продажи товаров).

3.                                                                                                                                                                                                                        самофинансирование (источником служит прибыль, которая используется для дальнейшего расширения и совершенствования производства, решения социальных проблем).

4.                                                                                                                                                                                                                        материальная заинтересованность (улучшение результатов производства).

экономическая ответственность

25. Простое воспроизводство индивидуального капитала.

Простое воспроизводство – непрерывное возобн-е процесса пр-ва, при кот.размер капитала и величина нов.стоимости остаются неизменными. Кругооборот капитала – 1 цикл его движ-я через стадии пр-ва и обращения товаров. Оборот капитала – непрерыв.и одноврем.круговое движ-е капитала.

Осн.капитал: долго сохр.нат.полезность, участвует во многих кругооборотах, переносит свою стоимость на готовые изделия-и по частям. Оборотн.капитал: стоимость полностью переносится на гот.продукт, уч.в одном кругообороте, нат.форма преобраз.в иную полезность (быстроизнаш.инструмент и предметы труда).

Физический (утрата средствами труда полезности) и стоимостный (утрата осн.капиталом своей стоимости) износ.

Амортизация-утрата основным капиталом своей стоим-ти. Аморт.фонд образуется за счет аморт.отчислений, кот.включены в общую сумму затрат предприятия.

Норма амортизации А(н)=А(0)/К(0)∙100%

А(0)-сумма годовых амортизац-ых отчислений

К(0)-среднегодовая стоим.осн-го капитала

26. Расширенное воспроизводство капитала.

Накопление капитала - приращение денежных и мат.средств,направляемых на расширение воспроизводства капитала. Накопление капитала предполагает увеличение активов предприятия (совокупность имущ-ва и ден.средств).

Активы: материальные (здания, машины) и нематериальные (интеллект.продукт, патенты). Их источники: часть прибыли предприятия и кредиты банков => инвестиции:

-производственные (долгосроч.влож-е денег в расширение осн.капитала)

-непроизводсвенные (на подготовку буд.специалистов)

Сумма инвестиций:

-в нефинансовые активы (в осн.капитал, немат.активы, прирост запасов)

-финансовые вложения (в ценные бумаги)

-иностранные инвестиции

Назначение накопления капитала:

1)личн.выгода собств-ка(повыш.жизн.ур-ня,преумнож.имущ-ва производств.назначения)

2)с целью победы в конкуренц.(укр-е экоомического потенциала)

Структура накопления:

1)производственное накопл(инвестиции)

а)увелич.кол-ва средств пр-ва

б)прирост материальн.запасов

2)непроизв.накопл

а)прирост фондов непр.(мед.учр,)

б)переквалификация

 

27.на рубеже ХХ-ХХI столетий породили второй этап НТР. На достижениях этого этапа ныне стремительно развивается новая экономика. К числу главных ее направлений относятся:

·                    быстрое развитие микроэлектроники, создание персональных ком­пьютеров и новых поколений электронно-вычислительных машин;

·                    использование новейших средств вычислительной техники для комплексной автоматизации производства, которая весь круг работ осуществляет без непосредственного участия человека (робототех­ника, роторно-конвейерные линии);

·                    производство новейших материалов - композиционных (обладаю­щих повышенной прочностью при высоких и при низких темпера­турах), сверхчистых (для электронной, космической и других но­вейших видов техники) и иных:

·                    биотехнология — совокупность промышленных методов, исполь­зующих живые организмы и биологические процессы, достижения генной инженерии (отрасли молекулярной генетики, связанной с созданием искусственных молекул вещества, передающего наследственные признаки живого организма) и клеточной техноло­гии.

 

В XXI столетии можно ожидать новых выдающихся достижении в развитии НТР:

·                    перспективы связаны с нанотехнологией - исследованиями и разработками на молекулярном уровне. Нанотехпология может быть использована для изменения структуры клетки живого организма. В этом случае уст­ройства для так называемой молекулярной хирургии — нанороботы во взаимодействии с управляющим суперкомпьютером смогли бы избавить клетки от различных опасных нарушений их деятельности, что способно продлить жизнь человека.

·                    создание гораздо более совершенных компьютеров новых поколений.

·                    дальнейшее развитие генной ин­женерии, имеющей дело с материальными носителями наследственно­сти. Это предполагает планирование — воспроизведение и изменение на­следственных признаков растений и животных.

·                    получила быстрое развитие сфера информационных услуг, которая вызвала лавинообразное нарастание массы информации.

·                    орга­низация службы консалтинга (от англ. консультирование). Ее высококвалифицированные специалисты дают советы и предоставля­ют новейшую информацию по определенному кругу вопросов. На круп­ных фирмах создаются свои консалтинговые службы, а мелкие и средние предприятия обращаются за информационной помощью в консалтинго­вые фирмы. Там они получают нужные им сведения, касающиеся пред­видения развития рынков разных товаров и услуг, цен на мировых товар­ных рынках и рынках ценных бумаг и иных сведений.

28. Повышение эффективности накопления на основе научно-технического прогресса.

Особенности совр.накопления:

-значит.затраты на науч.исследования и опытно-конструкторские разработки (наукоемкость: приборостроение, ракетно-космич.)

-ориентация на смену циклов обновления продукции

Консалтинг-советы высококвалиф.специалистов и предоставление нвоейшей информации по опр.кругу вопросов.

Меры обновления активов:1)инжиниринг(инженерно-консультационные услуги по разработке проектов совершенствования пр-ва и их осуществлению)

2)лизинг-долгосрочная аренда(от 6 мес) новой техники и производств.сооружений

Виды эффективности пр-ных затрат

1)производит-ость труда-степень результативности использования трудовых ресурсов(пр-во чистой продукции<зарплата+прибыль>на одного работника

2)фондоотдача-характеризует ур-нь плодотворности применения осн.капитала(годовой объем чистой продукции/среднегодовая полная балансовая стоимость осн.фондов)

3)материалоемкость продукции-свидет-ет о размере мат.затрат покупных и комплектующих на ед.продукции.

Показатели эффективности

1)рентабельность проданных товаров(отнош. финансового рез-та от продажи товаров к их себестоим-ти)

2)рентабельность активов (прибыль-убыток/активы фирмы)

29. Сущность и величина зар.платы

Зар.плата-ден.выражение стоимости раб.силы.

Нижн.граница-стоим.жизн.благ,достаточных для восстановления работоспособности чел-ка с самым низким Ур-нем квалификации.

Верхн граница-меньше стоимости произведенного продукта.

Ее величина зависит от:

- от величины ст-ти рабочей силы (Для каждой группы работников такая стоимость имеет низший и верхний уровни. Наи­меньшим пределом является сумма стоимости жизненных средств, идущих на восстановление работоспособности труженика самой низкой квалификации. Во многих странах официально подсчитывается про­житочный минимум. Этот минимум определяет границу бедности — размер средств, идущих на простое поддержание жизнедеятельности работников, и благодаря этому устанавливается минимальный уровень заработной платы'. Верхняя граница стоимости рабочей силы учитыва­ет дополнительные затраты на получение высокой квалификации и удовлетворение социально-культурных потребностей, традиционных для той или иной страны.)

- от уровня квалификации труженика (Рабочая сила повышенной квалификации требует для своего воспроизводства лучших в количественном и качественном отношениях жизненных условий.)

- национальные различия (Данные различия зависят от научно-технического уровня производства, достигнутого роста производительности труда, степени развитости рабочей силы, нормального для данного общества качества жизни и иных факторов)

- рыночные усло­вия (Так, конкуренция между наемными работниками ведет к тому, что в национальном масштабе устанавливается примерно одинаковая опла­та труда работников определенной профессии с равным уровнем обра­зования и квалификации. Вместе с тем объединенные в монополии ра­ботодатели пытаются диктовать работникам свои условия оплаты труда. Они заинтересованы в безработице, ослабляющей противоборствующую силу. В свою очередь, объединение работников в свободные, независимые профсоюзы позволяет им через коллективные договоры с предпринимателями отстаивать общие экономические интересы трудящихся)

 

30. Роль форм зарплаты в стимулировании труда

Повременная зар.плата-определяет размер вознаграждения в зависимости от проработанного времени.(конвейер)

Почасовая З(ч)=З/В(З-установленная з.плата;В-нормированное число часов труда)

Поштучная(сдельная)расценка-заработок зависит от кол-ва произведенной продукции.(ручн.труд) Р(ш)=З(п)/Н(в)

Расценка штуки,цена труда,норма выработки

31. Зарплата в номинальном и реальном измерении

Номинальная-сумма $,полученая работником в соответств.с трудовым договором.

Реальная-определяется кол-вом товаров и услуг,кот.может получить работник на номинальную зарплату.(зависит от номинальной и Ур-ня цен)

Индекс ном.зарплаты  И(з)=З(т)/З(б)∙100%

Индекс ном.з.п.,заработок в текущ.периоде.заработок в базовом периоде

Индекс реальной з.п. И(р)=И(з)/И(ц) ∙100%

Индекс реальной з.п.,номинальная з.п.,индекс цен

32. Образование и распределение прибыли

Прибыль-доход предприятия в виде прироста капитала.

Образование прибыли при создании нов.стоимости->»выявление» ее в ходе реализиции товара

Прибыль производителя П(п)=Ц(0)-С(с)

(оптовая цена и себестоимость)

Валовая прибыль тратится на->арендную плату,%за кредит,благотворительность,налоги,чистую прибыль.

Чист.прибыль делится на->накопления,экология,подготовка кадров,соц.фонды,личн.доход.

Прибыль — это многовариантный вид дохода, зависящий от вида бизнеса. По источникам и способам получения важно различать при­быль, которую получают: спекулятивный бизнес, производственный, торговый, банковский и иные виды бизнеса.

      Самая простая форма прибыли — доход спекулятивного бизнеса. Он образуется непосредственно на рынке. Механизм получения данной прибыли таков. Предприниматель закупает товары по сравнительно никой цене, а затем продает их по более высокой цене. В основе такого механизма торговой сделки лежит неэквивалентный (неравноценный) товарно-денежный обмен. В условиях микроэкономики спекулятивный механизм действует в ограниченных размерах. Его основой является обычно дефицит (нехватка) товаров, который в нормальных рыночных условиях имеет временный характер.

      этапы образования прибыли производ­ственного капитала. начальный этап образо­вания прибыли на производственном предприятии порожден процессом создания новой стоимости. При образовании этой стоимости возникают необходимый продукт (эквивалент заработной платы) и прибавочный продукт (эквивалент прибыли), которые находят воплощение в изго­товленной продукции — возросшей товарной стоимости. Получить прибыль в денежной форме бизнесмен может только на втором этапе хозяйственной деятельности — после продажи на рынке всей готовой товарной продукции.

Обычно более или менее крупные предприятия продают свои изде­лия торговым посредникам крупными партиями по определенной опто­вой цене. Фирма-изготовитель получает прибыль, если оптовая цена изделия (Цо) выше себестоимости товара (Сс) — затрат на его произ­водство (стоимости средств производства и заработной платы).

Следовательно, прибыль производителя (Пп) — это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции:

Пп = Цо – Сс.

Отсюда следует вывод: прибыль, получаемая с каждой единицы продукции, зависит от двух основных факторов: а) величины себестои­мости и б) уровня оптовых цен.

Полученный от продажи всех товаров денежный доход называется валовой (общей) прибылью. Может показаться, что вся валовая при­быль полностью становится собственностью капиталиста, достается только ему. Так, наверное, было на начальной стадии капиталистиче­ской экономики. Однако если, предположим, собственник прибыли израсходует ее на свои личные потребительские нужды, то он потеряет возможность путем накопления капитала расширять и совершенство­вать производство новой стоимости.

Кому достается прибыль в производственном бизнесе?

Прибыль - доход предприятия,  который выступает в виде прироста капитала.

 

По своему происхождению прибыль производственной фирмы имеет двойственную природу. Это обусловлено тем, что здесь процесс образо­вания прибыли проходит два этапа:

·                    первый этап: прибыль образуется при создании новой стоимости.

·                    второй этап: созданная в производстве прибыль окончательно выяв­ляется после продажи произведенной продукции, в ходе которой реали­зуется вся товарная стоимость. Прибыль как форма реализованной стои­мости полностью завершает весь процесс формирования дохода произ­водственной фирмы.

 

крупные фирмы, действующие в сфере производства, создают товары в массовом масштабе. Затем, как правило, они продают свою продукцию торговым посредникам оптом (крупными партиями) по определенной оптовой цене.

     Фирма-изготовитель получает прибыль, если оптовая иена изделия Цо выше себестоимости товара Сс - затрат на его производство.

    Следовательно, прибыль производителя (Пп) - это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции:

Пп = Цо - Сс

 

 

33. Норма прибыли.Роль в регул.бизнеса

Норма.п.-характеризует степень возрастания капитала,кот.авансирован на пр-во товаров и услуг.

Авансированные ср-ва  Д(а)=К+З(п)

(стоимость ср-в пр-ва и расходы на зарплату)

Норма прибыли Н(п)+П(в)/К(ав) ∙100%-П(в)/С(п)+З(п) ∙100%

П(в)-прибыль  К(ав)-капитал авансирования

Факторы нормы прибыли:  1)масса прибыли 

2)структура затрат  капитала    3)скорость оборота капитала  4)экономия ср-в пр-ва     5)масштабы пр-ва

34. Торговый бизнес и его выгодность

-осуществляется в соответствии с формулой D-T-D`(ден.затраты на торговую деят-ость,товары,денежная выручка)

Торговая прибыль(П(т))-разница между суммой продаж и первоначально авансированной на торговое дело суммой  П(т)=D`-D

Норма прибыли торгового капитала-отношение торг.прибыли к авансированному торг.капиталу,выраженное в %. П(т)=<Т∙Ц(р)>-<(Т∙Ц(0)+И(т))>

Первая скобка это D`-сумма продаж

Вторая скобка-величина авансированного торгового капитала

П(т)-прибыль Т-кол-во проданных товаров Ц(р)-розничн.цена

Т-все товары  Ц(0)оптовая цена  И(т)торговые издержки

Торговая надбавка Т(н)=И(т)+П(т)(торговые издержки и прибыль)

35. Маркетинг и его роль –система управления фирмой,которая лучше приспосабливает пр-во к требованиям рынка для более выгодной продажи товаров.

Требования:1)производи не то, что можешь, а то, что требуется 2)цена должна покрывать производств.затраты и приносить прибыль 3)применять все способы продвиж товара до покупателя 4)правильно определить позицию на рынке

Как норма прибыли регулирует поведение бизнесменов.

Норма прибыли характеризует степень возрастания капитала, который авансирован на производство товаров и услуг (отношение прибыли к первоначально затраченным средствам, выраженное в процентах).

Показатели эффективности бизнеса (прибыль, рентабельность продукции, рентабельность активов) прямо влияют на активность предпринимателей.

 а) прибыль - конечный финансовый (фр. finance - доход, наличность) результат: сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества, а также других доходов; 

б) рентабельность продукции - соотношение между величиной  прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и затрат на ее производство и реализацию;

в) рентабельность активов - соотношение прибыли и средней стоимости активов предприятий (организаций). К активам пред­приятия относят основные и оборотные фонды, ценности.     

При норме прибыли в 12-15% бизнесмены проявляют активность и строго соблюдают правовые нормы хозяйствования. Более агрессивно ведут себя крупные монополии, получающие вдвое большую нормы прибыли; при первой же возможности они пытаются обходить невыгодные им юридические предписания. Криминальные же элементы, наркодиллеры, получают норму прибыли, достигающие 300%.

Особенности торгового бизнеса.

Торговый бизнес использует оптовые формы торговли (оптовые закупки, товарная биржа) и доводит товары до населения через розничную торговлю.

Торговая прибыль – разница между суммой продаж и первоначально авансированной на торговлю суммой денег.

Норма прибыли торгового капитала – это отношение торговой прибыли к авансированному торговому капиталу, выраженное в процентах. При этом первоначальные затраты на торговый бизнес включают расходы на закупку товаров по оптовым ценам и торговые издержки. В свою очередь, торговая прибыль образуется на практике следующим образом: к оптовой цене товара приплюсовывается торговая надбавка, которая покрывает торговые издержки и включает торговую прибыль.

Маркетинг: кому он выгоден – продавцам или покупателям.

Маркетинг – такая система управления фирмой, которая лучше приспосабливает производство к требованиям рынка для более выгодной продажи товаров.

Требования маркетинга:

1.                  выбирать для производства продукт, нужный покупателю, обладающий высоким качеством конкурентоспособностью.

2.                  цена товара должна покрывать производственные затраты и приносить прибыль предприятию, а также быть приемлемой для потребителя.

3.                  применять все способы продвижения товара до покупателя

4.                  правильнее определить позицию на рынке (где и когда выгоднее всего продавать).

37. Банки и их экономическая роль. Что нового появилось в банковском бизнесе.

Основное назначение банков – сосредоточивать у себя денежные средства и предоставлять их в ссуду. Они хранят у себя денежные средства предпринимателей, по поручению которых ведут расчёты с поставщиками и покупателями, вносят платежи в государственную казну, ведут кассовое обслуживание фирм. Банки выпускают кредитные средства обращения – знаки стоимости, которые выполняют роль денег в товарообороте и платежах (наличные деньги, банкноты).

Банки выполняют свои функции в двух взаимосвязанных видах операций:

1.                  пассивных – операциях по образованию банковских ресурсов:

§                    срочные депозиты

§                    депозиты до востребования

2.                  активных – операциях по их размещению и использованию:

§                    учёт векселей

§                    фондовые операции

§                    подтоварные ссуды

§                    бланковый кредит

Во второй половине XX в.  в банковском бизнесе появились новые тенденции:

1.                  резко углубился процесс концентрации(укрупнения) и централизации (объединения) ссудного капитала, возникли банки-гиганты.

2.                  крупнейшие банки превратились в многоцелевые кредитно-финансовые учреждения, которые предоставляют клиентам 100-300 видов услуг

3.                  возросшее значение для кредитных операций в мировом масштабе приобрели международные банковские организации

4.                  новой тенденцией в банковском деле является широкая электронизация банковских услуг, для чего кредитные учреждения используют свои вычислительные центры, оснащённые мощными ЭВМ.

38. Норма прибыли банковского капитала.

Основу валовой прибыли банков составляет разница между суммой ссудных и суммой депозитных процентов. Из этой прибыли вычитаются издержки банковских операций, в результате чего образуется чистая прибыль банков.

Норма прибыли банка – это отношение чистой прибыли к собственному капиталу банка, выраженное в процентах. Норма банковской прибыли зависит от нормы прибыли предпринимательского капитала и процентной ставки по кредиту. Величина ставки процента зависит от соотношения спроса и предложения заёмных средств и уровня инфляции

39 Земельная рента-вид устойчивого дохода,непосредственно не связан с предпринимат.деят-стью.

Зем.рента-образуется при пр-ве сельхоз продукции и связана с развитием зем.собств-сти.

Черты зем.ренты 1)первичный доход, находящийся на низовом ур-не экономики страны  2)не явл.предпринимат-вом  3)рентный доход выплачивается через опр.промежутки времени  4)основа-как правило, собственность на нажитое имущ-во

Государственная рента – форма государственного займа, который выпускается на неопределённое время и возврат которого к какому-либо сроку государством не гарантируется. Держателям ценных бумаг, связанных с займом, выплачивается рента в установленном проценте от номинальной суммы заимствованного капитала в обозначенные сроки.

Лизинг – долгосрочная аренда, как правило, дорогостоящих технических средств и производственных сооружений.

Аренда земли – вид заимствования, при котором собственник передаёт свой участок на определённый срок другому лицу (арендатору) для ведения хозяйства. В арендном договоре предусматривается вознаграждение землевладельцу – арендная плата.

Цена земли-капитализированная рента

Ц(з)=Р(з)/П(н) ∙100%

(величина ренты и депозитная ставка банковского%)

На рыночную цену оказывают влияние спрос и предложение. однако кол-ко земли нельзя увеличить.

При продаже земли ее собственник заботится о том, чтобы не потерять получаемый им рентный доход. Он, по-видимому, стремится получить за участок по крайней мере такую сумму денег, которая, будучи помещена в банк, принесла бы ему годовую величину процента, равную ренте. В свою очередь, покупатель земли, прежде чем стать ее собственником, сравнивает прино­симую землей сумму ренты с процентом, который он может получить, если положит свои деньги в банк. Стало быть, цена земли есть капитализированная (превращенная в денежный ка­питал) рента. Цена земли (Цз) прямо пропорциональна величине ренты (Рз) и обратно пропорциональна ставке депозитного про­цента (Пц’):

 

 

 

 

 

 

 

2. Кругооборот эк.благ

Все блага, с которыми человек имеет дело в хозяйственной практике, непрерывно совершают круговое движение.Для того, чтобы жизнь людей постоянно поддерживалась, движение экономических благ должно идти по кругу: производство – распределение – обмен – потребление. Такое циклическое движение – важная особенность реальной экономики.

Исходным является непосредственное производство – процесс создания полезного продукта. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению общественных потребностей.Производство имеет решающее значение для экономики. Если не создан продукт, то нечего распределять, обменивать и потреблять. Поэтому жизненный уровень в каждой стране зависит от того, сколько благ создаётся в ней для каждого жителя.

Распределение выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. Эта доля зависит в первую очередь от количества создаваемых благ, подлежащих распределению.

Доставшиеся при распределении продукты зачастую нельзя израсходовать для личного потребления, когда люди нуждаются в совершенно иных благах. Тогда происходит обмен – процесс во время, которого одни продукты обмениваются на другие. Это чаще всего происходит на рынке.Потребление означает использование людьми материальных благ для удовлетворения своих потребностей. Полезные вещи исчезают в процессе потребления.

Также сюда можно отнести рост потребностей и НТП

 

 

Криминальная экономика – это преступления в хозяйственной деятельности. При этом под преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, соответственно квалифицируемое УК РФ. В большинстве случаев сущность экономических преступлений связана с особого рода отношением собственности – незаконным присвоением, использованием или перераспределением чужого имущества, а также доходов от хозяйственной деятельности.

Общими признаками криминальной экономики являются:

§                                                                                                                                                                                                                           Скрытый, тайный характер

§                                                                                                                                                                                                                           Охват всех фаз кругооборота общественного богатства

§                                                                                                                                                                                                                           Незаконное обогащение посредством утаивания доходов от государственного налогообложения, безвозмездного присвоения чужого имущества и перераспределения общественного богатства.

В УК РФ выделен раздел VIII «Преступления в сфере экономики». Здесь криминальная экономика подразделяется на следующие виды:

§                                                                                                                                                                                                                           Преступления против собственности

§                                                                                                                                                                                                                           Преступления в сфере экономической деятельности

§                                                                                                                                                                                                                           Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях

Для вытеснения криминальной экономики из хозяйственной деятельности в России требуется, прежде всего, решительно улучшить социально-экономическое положение в стране:

§                                                                                                                                                                                                                           Преодолеть упадок производства на многих предприятиях и массовую безработицу

§                                                                                                                                                                                                                           Значительно поднять жизненный уровень широких масс населения и ликвидировать бедность людей, получающих очень низкие доходы

§                                                                                                                                                                                                                           Не допускать сильной инфляции.

 

структура организационно-экономических отношений.

Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определённой организации. Данная организация требуется для всякой совместной деятельности людей. Работники заранее продумывают свои хозяйственные действия. У них созревает план предстоящей работы, объединяющий всех тружеников. При этом решаются организационные задачи:

Как объединить всех занятых в хозяйстве под единым началом для достижения общей цели, а также разделить людей для выполнения отдельных видов работ;

В каких хозяйственных  формах работать;

Кто и как будет управлять производственной работой людей.

Организационно-экономические отношения подразделяются на 3 вида:

-кооперация труда (совместное изготовление продуктов, укрупнение размеров предприятий) и разделение труда на его отдельные виды;

-формы организации хозяйственной деятельности (натуральное и товарно-рыночное хозяйство)   -управление экономикой (стихийно-рыночное и государственно-плановое регулирование).

 

4.Основные стадии эк.прогресса

1) Доиндустриальная (10000 лет назад до XVIII в.)

§                    Возникла в результате неолитической революции;преобладает с/х; подавляющая часть трудоспособного населения занята земледелием и животноводством; в хозяйственной деятельности господствует ручной труд, в производстве очень слабо развито разделение труда и сохраняются простые формы его организации; в массе населения преобладают физиологические потребности.

2) Индустриальная (сер. XVIII в. до конца XX в.)

§                    Возникла в результате промышленного переворота; Главной является вторичная сфера экономики – машинизированное промышленное производство; Основная масса трудящихся является работниками индустриальных областей хозяйства (фабрики, заводы); Резко увеличивается разделение труда в обществе; Происходит быстрый рост городов; Мощный рост производственных возможностей и многоотраслевая структура хозяйства позволяют удовлетворить достаточно широкий круг материальных и культурных потребностей

3) Постиндустриальная (в наст.время к этой стадии переходят страны технологического ядра)

§                    Возникла в результате НТР; Наибольшее развитие получила сфера услуг; Наука становится непосредственным фактором производства; Во всех отраслях производства и в быту широко внедряются достижения информатики; На предприятиях повышается роль научных работников и высококвалифицированных специалистов; Совершается переход к «высоким технологиям», которые сберегают все виды ресурсов и надёжно поддерживают высокое качество изделий;

 Экономика способна обеспечить для всех граждан достаточно полное удовлетворение потребностей

 

 

Характерные черты современного рынка.

Рынок – совокупность актов купли – продажи товаров и услуг.

Продавец – товар – деньги – покупатель

1.                   расширилось рыночное пространство:

§                                             Масштабное преобразование натурального производства в товарное

§                                             Быстрое развитие сферы платных услуг.

2.                                    современное производство создаёт в массовых количествах огромное разнообразие полезных благ, удовлетворяющих потребности всесторонне развитого человека.

3.                                    общественное разделение труда вышло за пределы производства и распространилось на рыночную сферу

4.                                    рынок ценных бумаг

5.                                    создание рынка иностранных валют

Совокупность рынков:

§                     потребительских продуктов (продовольственные, рынок жилья)

§                     средств производства (сырьё, топливо, здания)

§                     ценных бумаг (акций, облигаций)

§                     валют

§                     духовных благ (интеллектуальная деятельность учёных, писателей)

§                     услуг (коммунальные, страховые)

§                     труда (для работодателей и наёмных работников)

§                     научных разработок

§                     ссудных капиталов (купля – продажа временно свободных денежных средств)

 

35. Различия между свободным рынком и регулируемым рынком.

Тип свободного рынка обладает максимумом экономических свобод в полном их понимании:

§                    на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий;

§                    производители обычно создают продукты без предварительной договорённости с покупателем;

§                    сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению. Также этот рынок свободен от вмешательства государства.

В XX в. возник тип регулируемого рынка, действие которого определяется правовыми нормами и направляющей ролью государства. Это объясняется резко возросшим уровнем укрупнения и централизации товарного производства, ведущей экономической ролью общей долевой и государственной собственности. Регулируемый рынок превращается в социальный институт, в который входят правовая система, органы государственного контроля и регулирования, ассоциации и союзы участников рынка и рыночная инфраструктура

 

 

 

XI. Заработная плата

Особенности рынка труда.

Рынок труда - особая область рыночных отноше­ний, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы.

 Рабочая сила — способность человека к труду. Это такая совокупность физических и духовных сил, которыми располагает работник и которые использует в производстве материаль­ных благ и услуг.

Труд - целесообразная деятельность людей, процесс использования их рабочей силы.

 

человек как бы продает свой труд на определенное время и по­лучает вознаграждение в виде заработной платы. Но фактически он отда­ет предпринимателю право временно использовать его рабочую силу. В свою очередь, бизнесмен оплачивает отнюдь не весь его труд, а только рабочую силу.

 

В экономическое отношение по трудовому найму вступа­ют собственник рабочей силы в качестве ее продавца и работодатель как покупатель этого товара. Характер и содержание отношений между этими лицами во многом обусловлены особенностями самого товара «рабочая сила».  Позиции сторон сделки зачастую полностью противоположны.

 

Трудящиеся заинтересованы:

1) в том, чтобы их способ­ность к труду не стала постоянной собственностью бизнесмена. Данный товар может попасть в хозяйственное использование под контролем предпринимателя лишь на такое время, которое не подрывает жизненных сил человека.

2) собственник рабочей силы заботится о ее про­изводительном применении при нормальных условиях труда, обеспечивающих ее сохранность.

3) он стремится к использованию своих природных и приобретенных созидательных способностей в соответст­вии со своими профессией (специальностью) и квалификацией. 4) первостепенной целью труженика является получение такой иены за свой товар, которая обеспечивает полное воспроизводство его рабочей силы, содержание нетрудоспособных членов семьи, получение образования и квалификации, возможностей для отдыха и культурно­го досуга.

 

Итак, все сказанное о товаре, являющемся предметом сделки между работником и работодателем, позволяет высказать такое заключение: сущность дохода работника выражается экономическим законом заработ­ной платы. Этот закон выражает следующую объективную экономиче­скую зависимость: заработная плата определяется стоимостью или ценой рабочей силы как товара. Если стоимость рабочей силы повышается, то, естественно, должен возрастать заработок, и наоборот.

 

Отсюда вытекает ряд выводов:

• заработная плата не может равняться стоимости полного продукта труда, а работник не может претендовать на получение такой стои­мости;

•  справедливым можно признать такое вознаграждение за труд, кото­рое соответствует стоимости рабочей силы и обеспечивает нормаль­ные условия ее воспроизводства;

•  законодательство призвано защитить права работника на получе­ние социально справедливой величины заработной платы.

 

Интерактивный бизнес – совместное действие бизнесмена и компьютера, другого автоматизированного связи в целях обмена информацией и осуществления коммерческих операций.

В интерактивном бизнесе отношения устанавливаются с помощью информационных технологий, которые охватывают технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки передачи данных текстов. В информационных технологиях предметом  труда является информационный продукт  (договоры, ценные бумаги), а орудием труда – средства электронно-вычислительной техники и связи (компьютер, мобильный телефон, Интернет и др.)

В интерактивном бизнесе осуществляются разнообразные коммерческие операции, приносящие бизнесмену прибыль:

§                    Торговля в формах мобильной торговли и электронной торговли

§                    Аренда

§                    Залог, предметом которого могут быть вещи, ценные бумаги, иное имущество или право на него

§                    Страхование

§                    Банковские операции

§                    Инвестирование капитала

Интерактивный бизнес приносит огромную выгоду. Его повышенная эффективность основывается главным образом на громадной экономии времени.

 

Hosted by uCoz