Основные этапы истории
политической мысли

1. Политическая мысль античности и средневековья

Подпись: Античная политическая мысльПолитическая мысль античности и средних веков развивалась в рамках общефилософских и религиозных учений.

В античную эпоху сформировалось ядро политологической проблематики – учение о государстве, появились первые классификации форм государственной власти и первые систематизированные общественно-политические теории.

Платон (428/27 – 348/47 до н.э.) в своих диалогах «Государство» и «Законы» создал первую в истории европейской мысли концепцию идеального государственного устройства. Государство, по его мнению, вырастает из естественной потребности людей в совместном поселении и жизни. Государство, общество, полис, общежитие, выступают в его концепции как синонимы. Граждан государства Платон разделил на три группы: мудрецов (философов); стражей и ремесленников; крестьян. Рабы не являются гражданами и не входят в полис. В идеальном государстве должны править философы, ибо другим недоступно умение мудро управлять общественной жизнью. Ни философы, ни стражи не должны иметь семьи и собственности.

Платон создал классификацию форм государственной власти. Правильными формами государства он считал аристократию (от греч. aristos – наилучший и kratos – власть) – форму государственного устройства, при которой власть принадлежит родовой знати и монархию (от греч. mono – один и arche – власть) – правление одного лица; неправильными – тимократию (от греч. time – цена) – государственное устройство, при котором права соразмерны имущественному положению граждан, олигархию (от греч. oligos – немногие) – власть небольшой группы лиц, демократию (от греч. demos – народ) – власть простого народа и тиранию (от греч. tirannia – удержание захваченной власти) – насильственное правление.

Идеальное устройство государства, по Платону, связано с главенством закона над произволом отдельных личностей. Cовершенно то государство, в котором законы властвуют над правительством, а не правительство над законами.

Политические рассуждения Платона носят нормативный характер: мы находим в них описание того, каким должно быть идеальное государство, а не того, какова есть политическая действительность на самом деле.

Начало позитивной, исследовательской традиции в развитии политической мысли связывают с творчеством Аристотеля (384 – 322 до н.э.). Важнейшими трудами Аристотеля, раскрывающими его политическую концепцию, являются трактаты «Политика» и «Афинская полития».

Аристотель также отождествлял понятия «общество», «общежитие», «государство». Появление государственности он объяснял развитием общественных потребностей и удовлетворением их вначале в рамках семьи, затем общины, а потом и государства. Аристотель развил платоновскую классификацию государственных форм. К совершенным формам он отнес те, при которых общественное благо и общественные интересы преобладают над частными интересами правителей, а их деятельность ограничена законами или неписаными, но твердыми общественными нормами.

Правильными формами государственного устройства, по Аристотелю, являются монархия (правление одного в интересах всех), аристократия (правление немногочисленной лучшей части общества в интересах всех), полития (правление лучшего большинства ради блага всех); неправильными формами – тирания (неограниченное правление одного в интересах его собственного блага), олигархия (правление немногих в интересах своей группы), демократия (правление необразованного большинства ради удовлетворения сиюминутных интересов). Наихудшей формой Аристотель считал тиранию, наилучшей – политию.

Значительный вклад в развитие политической мысли внес древнеримский философ и политический деятель Цицерон (106 – 43 до н.э.). В своих сочинениях и речах в римском форуме, которые принесли ему славу великого оратора, он пропагандировал идею о смешанной форме правления, объединяющей лучшее из тирании, демократии и олигархии, а также концепцию «распределения власти», ставшую неким прообразом современного принципа разделения властей. Цицерона считают также родоначальником теории международного права.

Подпись: Политические идеи средневековьяПолитическая мысль эпохи средних веков (III-XVI вв.) разрабатывала три основные проблемы: разграничения властных функций в обществе между государством и церковью (в раннем средневековье); обоснования божественного происхождения монархии (в эпоху развитого средневековья); обоснования централизации и абсолютизации государственного управления (в эпоху позднего средневековья).

Крупнейший вклад в развитие европейской политической мысли этого периода был внесен сочинениями Блаженного Августина (354 – 430) – «О Граде Божьем», Фомы Аквинского (1225/26 – 1274) – «О правлении властителей», Марсилия Падуанского (ок. 1275 – ок. 1343) – «Защитник мира» и др.

Один из «отцов церкви», Блаженный Августин обосновывал идею верховенства церкви над государством, которое он называл «великой шайкой разбойников». Государство, по его мнению, олицетворяет на земле силы зла (материи), а церковь – идеалы духа, законы добра.

«Великий систематизатор схоластики» Фома Аквинский, в чьем творчестве выразилась классическая философская концепция развитого средневековья, уже не оспаривает от лица церкви верховной власти государства. Он лишь разграничивает функции управления обществом между государством и церковью: государству – земные дела, церкви – духовные. Наилучшей формой правления Фома Аквинский считал сословно-представитель­ную или абсолютную монархию. Происхождение государства он объяснял, вслед за Аристотелем, усложнением форм человеческого общежития – от семьи, рода и общины к государству.

Подобную теорию происхождения государства разделял и Марсилий Падуанский, итальянский политический деятель, врач, ректор Парижского университета. Он активно боролся против притязаний пап на светскую власть, за что был отлучен от церкви. Основную цель деятельности государства Марсилий видел в достижении общественного блага. В его теоретическом наследии сформулированы идеи, позднее развитые политической мыслью Нового времени – об обязательности законов, разграничении законодательной и исполнительной властей, о выборности должностных лиц и др.

Подпись: Политическая мысль эпохи
Возрождения
Политическая мысль эпохи Возрождения, или Ренессанса, (XIV-XVI вв.) наиболее ярко представлена творчеством итальянского мыслителя и политического деятеля Никколо Макиавелли (1469 – 1527), идеологов Реформации Мартина Лютера (1483 – 1546), Томаса Мюнцера (1490 – 1525), Жана Кальвина (1509 – 1564). Важнейшей особенностью политических учений этого периода стало утверждение безусловного господства светской власти над церковной.

Основателем современной политической теории считают флорентийского дипломата, писателя и историографа Никколо Макиавелли. В своих трудах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и др. он впервые отделил государство от других институтов общественного устройства, а политику определил как особую сферу борьбы за власть. Государство и политика в его теории стали самостоятельными объектами изучения.

По Макиавелли, в сфере политики действуют свои правила и законы, отличные от законов нравственности и религии. Для достижения политических целей правители должны использовать любые средства. Макиавеллизм вошел в историю как обоснование принципа «цель оправдывает средства». Макиавелли также разработал теорию централизации государственной власти.

Идеологов Реформации (преобразования католической церкви) Лютера, Мюнцера, Кальвина и др. при всем различии их общефилософских и социально-политических воззрений, объединяет борьба против засилья официальной церкви в жизни общества, а также стремление к расширению прав общин и индивидов, т.е. элементов гражданского общества.

Русская средневековая политическая мысль представлена сочинениями киевского митрополита Иллариона (XI в) – «Слово о законе и благодати», великого князя киевского Владимира Мономаха (1053 – 1125) – «Поучение детям» и др., дискуссией Нила Сорского (ок. 1433 – 1508) и Иосифа Волоцкого (1439/40 – 1515) о церковном землевладении, отраженной в летописях. Идеи политической централизации и усиления самодержавной власти обосновывал в своих челобитных Ивану Грозному Иван Пересветов (XVI в.). Идеи сословно-представительного правления, идеи соблюдения «законности» власти проповедовались в знаменитом «Временнике» эпохи Смутного времени, созданном дьяком Иваном Тимофеевым (неизв. – 1631).

2. Политические учения Нового времени

Политическая мысль эпохи Нового времени (XVII-XIX вв.) представляет собой торжество рационально-критического подхода к изучению политических проблем. В этот период создается большое количество политических теорий, вырабатываются основы крупнейших идеологических течений – либерального, консервативного и социалистического.

Подпись: Политическая мысль эпохи
Просвещения
Эпоха Просвещения берет свое начало в английской общественной мысли XVII в. Крупнейшими представителями английского Просвещения являются Томас Гоббс (1588 – 1679) и Джон Локк (1632 – 1704).

Гоббс в своих трактатах «О гражданине» и «Левиафан» разработал теорию общественного договора, согласно которой государство возникает в результате общественной договоренности людей между собой о частичном ограничении индивидуальной свободы в обмен на защиту обществом их прав.

Теория общественного договора была разработана Гоббсом в рамках его концепции естественного права, ставшей основой идеологии политического либерализма.

«Что такое естественное право (right of nature), – пишет Гоббс, – Естественное право, называемое обычно писателями jus naturalе, есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого». В естественном (догосударственном) состоянии люди, борясь за свои интересы, посягают на жизнь и свободу друг друга. Только с возникновением государства люди, как бы договорившись между собой, ограничивают действие естественного права и начинают жить на основе права закона.

Политические взгляды Локка изложены в двух его трактатах «О государственном правлении». К естественным (природным, неотчуждаемым) правам человека Локк относил не только право на жизнь и свобод, но и на собственность. Сохранение свободы в обществе Локк предлагал обеспечить путем разделения законодательной и исполнительной власти. Оптимальной формой государственного правления Локк считал конституционную монархию.

Наиболее развернутый характер теория разделения властей получила в творчестве Шарля Луи Монтескье (1689 – 1755). В его сочинении «О духе законов» была предложена концепция разделения властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Эта схема власти, впервые реализованная в ходе Великой французской революции, до сих пор сохраняется в общественно-политическом устройстве большинства демократических государств мира.

Политические взгляды Жан Жака Руссо (1712 – 1778) наиболее полно изложены в трактате «Об общественном договоре». Он разработал теорию народного суверенитета. Сувереном (субъектом, обладающим высшей властью), по мнению Руссо, является сам народ, и народ должен сам избирать для себя форму правления. Под народным суверенитетом Руссо понимал «общую волю всех».

Учения Монтескье, Руссо и других просветителей легли в основу Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституции 1791 г. и др. актов Великой французской революции.

Идеи французского Просвещения распространились на все страны Европы, а также североамериканские колонии, где в конце XVIII в. после завершения войны за независимость от Англии образовалось новое демократическое государство – Соединенные Штаты Америки. Американское просвещение представлено деятельностью ученого и политического деятеля Бенджамина Франклина (1706 – 1790) и третьего президента США Томаса Джефферсона (1743 – 1826).

В русском просвещении особо выделяется творчество Я.П. Козельского (ок. 1728 – ок. 1794), Н.И. Новикова (1744 – 1818), А.Н. Радищева (1749 – 1802). Особенностью русского просвещения была борьба не только против абсолютизма, но и против крепостничества.

Подпись: Политические идеи в немецкой классической философииОгромный импульс развитию политической мысли XIX – XX вв. дали труды классиков немецкой философии, особенно Иммануила Канта (1724 – 1804) и Георга Фридриха Гегеля (1770 – 1831).

Канту принадлежит общефилософское обоснование теории правового государства. Концепция правового государства была создана Кантом на основе его этических рассуждений, в частности, на основе учения о категорическом императиве нравственном принципе, которым должен руководствоваться каждый человек в своих поступках. Государственная власть, по Канту, должна подчиняться законам, являющимся для нее правовым императивом. В рамках теории правового государства Кант обосновал идеи всеобщего политического равенства, верховенства закона, конституционного устройства, республиканской формы правления. Республикой он называл такое правление, при котором существует разделение законодательной и исполнительной власти.

Кант является также создателем теории Вечного мира между народами. В идеальном, правовом государстве устанавливается мир между отдельными личностями. Из мирных государств может возникнуть Вечный мир между народами, объединенными между собой по федеративно-республиканскому принципу.

Политические взгляды Канта изложены в его трудах «Идеи всеобщей истории», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».

Крупнейшая философская теория государства была разработана Гегелем. Его взгляды на политическое устройство общества изложены в «Философии права» и, отчасти, в «Философии истории».

Государство, по Гегелю, это наивысшее проявление свободы Абсолютного духа. Абсолютный дух воплощается поочередно в духе отдельных народов, которые в ограниченный период времени являются проводниками и выразителями его воли. В частности, современное ему прусское государство, являвшееся по форме конституционной монархией, Гегель считал наивысшим достижением развития общества к началу XIX в.

Гегель считается основоположником теории гражданского общества. Согласно Гегелю, государство – это сфера действия объективного духа, оно выражает общие интересы. Гражданское общество – это сфера реализации индивидуальных, частных интересов, «это сфера взаимозависимости всех ото всех». Возникновение государства, по Гегелю, обусловлено необходимостью согласования частных интересов. В лице государства индивидуальная, субъективная воля частных лиц объективируется, становится коллективным фактором политического (исторического) процесса.

Идеи немецкой классической философии оказали сильнейшее влияние на становление русской политической науки. В XIX в. она развивалась, в основном, в рамках так называемой «государственной школы», наиболее известными представителями которой были П.Г. Редкин (1808 – 1891), Б.Н. Чичерин (1828 – 1904), К.Д. Кавелин (1818 – 1885), В.И. Герье (1837 – 1919).

Подпись: Социалистическая теорияЗначительный вклад в развитие политической мысли внесли теоретики социализма.

Социалисты-утописты конца XVIII – начала XIX вв. Клод Анри Сен-Симон (1760 – 1825), Шарль Фурье (1772 – 1837), Роберт Оуэн (1771 – 1858) в своих трудах разработали теорию общественного самоуправления, при котором общество не нуждается в государственной власти. К самоуправлению общество должно прийти в результате развития просвещения и науки.

В дальнейшем теория общественного самоуправления была развита идеологами анархизма – Пьером Жозефом Прудоном (1809 – 1865), М.А. Бакуниным (1814 – 1876), П.А. Кропотки­ным (1842 – 1921). Они предлагали революционным путем ликвидировать государство вместе с охраняемыми им институтами – классами, собственностью, деньгами и т.п. На его месте должно возникнуть общенародное самоуправление, воплощенное в различных федеративных союзах (федерациях трудовых или поселенческих общин). Федеративный принцип должен объединять не только локальные общины, но и целые народы.

Идея разгосударствления управления обществом поддерживалась идеологами русского народничества – П.Н. Ткаче­вым (1844 – 1886), П.П. Лавровым (1823 – 1900), Н.К. Михай­ловским (1842 – 1904) и др.

Огромное влияние на развитие политической теории оказал марксизм. Политическое учение марксизма считает основным содержанием политического процесса классовую борьбу, конечной целью которой является построение бесклассового и безгосударственного самоуправляющегося общества – коммунизма. Ликвидация частной собственности, классов, социального неравенства, осуществленная в ходе социалистической революции, должна, по мнению марксистов, привести к постепенному отмиранию государства. Политическое учение К. Мар­кса и Ф. Энгельса было развито Карлом Каутским (1854 –1938), В.И. Лениным (1870 –1924), Л.Д. Троцким (1879 – 1940), И.В. Сталиным (1879 – 1953) и др.

Отличие марксистской теории коммунистического самоуправления от социалистических теорий анархистов и народников заключается в тезисе о сохранении и укреплении института государства сразу после социалистической революции. Марксисты начала ХХ в. считали, что без государства в форме диктатуры пролетариата невозможно осуществление социалистических преобразований.

3. Политические теории XX века

С конца XIX – начала ХХ вв. политическая мысль развивается не только в рамках общефилософских и социальных учений, но и в рамках специализированной науки о политической сфере – политологии. Возникновение политологии сопровождалось созданием крупных научно-политических теорий, раскрывающих сущность отдельных политических явлений и процессов.

Подпись: Теория легитимности власти политических лидеровВ общественной мысли последней трети XIX в. особое распространение получила проблема «героев и толпы», лидеров и масс в общественно-исто­рическом процессе. На этом фоне на рубеже XIX – ХХ вв. и в первые десятилетия ХХ в. было создано несколько крупных теорий политического лидерства и политических элит.

Самой известной из них стала теория легитимности власти политических лидеров, созданная немецким социологом Максом Вебером (1864–1920).

Вебер выделял три основных типа господства лидеров: традиционное, харизматическое и легитимное.

Традиционное господство основано на традициях, обычаях, нравах, привычках. Авторитет лидера (вождя) при этом освящен религией и вековыми традициями. Нормы отношений подчинения и власти передаются из поколения в поколение.

Харизматическое господство основано на признании харизмы. Харизмой (от греч. charisma – божественный дар) называют веру в необычайные способности какой-либо личности, которые ставят ее над остальными людьми. При харизматическом господстве имеет значение не столько реальное обладание лидером выдающимися способностями, сколько вера в это его последователей. Харизматическое господство часто возникает в периоды социально-политических кризисов. Программы харизматических лидеров обычно отличаются высокой степенью политического радикализма.

Легитимное господство (от лат. lex – закон, legitimus – законный) основано на законе и добровольном подчинении правовым нормам. Массы подчиняются при этом не отдельным личностям, а закону; лидеры также действуют не произвольно, а в соответствии с законом. Этот тип власти распространен в правовом демократическом государстве.

Подпись: Теории элитВ первой трети ХХ в. итальянскими социологами и экономистами Гаэтано Моска (1858 – 1941) и Вильфредо Парето (1848 – 1923) были созданы теории элит, согласно которым общество неизбежно делится на элиту (от фр. élite – лучшие, избранные) – избранный слой людей и массы.

Моска считал, что в любом обществе существуют два класса. Один из них господствует, другой подчиняется. Демократия, равенство – это только мифы, прикрывающие реальное господство элиты. Господствующий класс Моска назвал «политическим классом». Этот класс всегда стремится замкнуться в своих рамках. Моска утверждал, что для общества особенно опасна ситуация, когда политическая элита начинает превращаться в наследственную. Не менее опасно и полное, революционное, обновление элиты. Наиболее благоприятным для общества является постепенное обновление элиты с сохранением элементов преемственности.

Теория Парето связывает наличие в обществе правящего класса с развитием идеологии. Элита, по Парето, управляет обществом благодаря своей способности к теоретизированию, она создает идеологию, оправдывающую действия господствующего класса. В самой элите Парето, используя макиавеллиевские образы, выделял две подгруппы – тех, кто непосредственно правит (правителей-львов) и тех, кто на них влияет (советчиков-лисиц).

Подпись: Геополитические теорииВ широком смысле геополитикой (от греч. geo – земля) называют политические концепции, основанные на рассмотрении географических (в первую очередь, пространственных) факторов международной политики.

Одна из первых геополитических концепций была создана немецким географом Фридрихом Ратцелем (1844–1904). Ратцель рассматривал государства как «пространственные явления» и полагал, что на политическую историю в первую очередь оказывают влияние географические факторы. «Государства на всех стадиях своего развития рассматриваются как организмы, которые с необходимостью сохраняют связь с почвой и потому должны изучаться с географической точки зрения», – писал он в своем программном труде. Ратцель сформулировал семь законов пространственного роста государств и разработал теорию океанических циклов. Согласно этой теории, стратегические центры развития государственности на Земле волнообразно перемещаются из Средиземноморья в Приатлантику, а оттуда – в бассейн Тихого океана. Тихий океан Ратцель назвал «океаном будущего».

Геополитикой называют также одно из направлений в политологии, обосновывающее экспансионистские замыслы отдельных государств. Это направление в развитии политической теории сложилось в конце XIX – начале ХХ вв. Сам термин «геополитика» был введен в научный оборот в годы первой мировой войны шведским ученым Рудольфом Челленом (1864-1922).

Крупнейшая геополитическая школа первой половины ХХ в. была основана одним из идеологов создания Великой Германии («Третьего Рейха») Карлом Хаусхофером (1869 – 1946). Хаусхофер создал теорию жизненного пространства государств, в которой проповедовалась неизбежность германского господства над окружающими Германию государствами. Средствами достижения германского господства он считал политический союз с Японией и экономическое подчинении России (СССР).

Одним из источников теории Хаусхофера являлась теория о перенаселении, созданная еще в XIX в. английским священником и экономистом Томасом Мальтусом (1766 – 1834). Мальтус сформулировал закон народонаселения, согласно которому численность населения возрастает в геометрической прогрессии, а средства существования – в арифметической, в результате чего наступает естественное перенаселение. Перенаселение должно быть искусственно остановлено, в первую очередь, за счет «неразумно размножающихся» беднейших слоев.

Одна из первых глобалистических (рассматривающих все земное пространство) геополитических теорий была разработана британским географом и экономистом, директором Лондонской экономической школы Хальфордом Маккиндером (1861–1947). Стратегической целью каждого крупного государства, по Маккиндеру, является установление мирового господства. Он, в частности, разработал такую программу для Великобритании. Для достижения мирового господства Великобритания должна, согласно Маккиндеру, во-первых, подчинить себе «внутренний пояс» – атлантические страны Европы, и, во-вторых, овладеть «хартлендом (сердцем Земли)» – среднеконтинентальной территорией России.

В конце ХХ – начале XXI вв. крупнейшая геополитическая доктрина была разработана бывшим идеологом «холодной войны» Збигневом Бжезинским (р. 1928).

«Последнее десятилетие XX века было отмечено тектоническим сдвигом в мировых делах. Впервые в истории неевразийская держава стала не только главным арбитром в отношениях между евразийскими государствами, но и самой могущественной державой в мире. Поражение и развал Советского Союза стали финальным аккордом в быстром вознесении на пьедестал державы Западного полушария – Соединенных Штатов – в качестве единственной и действительно первой подлинно глобальной державы.

Евразия, тем не менее, сохраняет свое геополитическое значение... Соответственно вопрос о том, каким образом имеющая глобальные интересы Америка должна справляться со сложными отношениями между евразийскими державами и особенно сможет ли она предотвратить появление на международной арене доминирующей и антагонистичной евразийской державы, остается центральным в плане способности Америки осуществлять свое мировое господство», – пишет Бжезинский.

Подпись: Теория политической культурыТеория политической культуры, создателями которой являются американские социологи Габриэль Алмонд (1911 – 2002) и Сидней Верба (р. 1932) объясняет политические явления уровнем развития в обществе системы политических предпочтений и норм. Политическую культуру они определяют как совокупность ценностей, верований, установок общества по отношению к политическим объектам.

Авторы данной теории выделяют три основных типа политической культуры: патриархальный, подданнический, активистский.

Патриархальная, или приходская, культура характерна для отсталых обществ, в которых население отдаленных от политических центров местностей фактически игнорирует существование государства, влияние которого там почти не ощущается. У населения не имеется каких-либо устойчивых мнений или эмоций по отношению к государству. Этот тип культуры сохраняется в отдельных районах континентальной Африки, Латинской Америки, на некоторых островах Тихого океана.

Подданническая культура (культура повиновения) существует в таких обществах, где политическая власть представляется находящейся далеко наверху: «Бог высоко, царь далеко». Нисходящие сверху указания необходимо исполнять в ожидании либо благ, либо наказаний. Этот тип культуры характеризуется низким уровнем политической активности масс, он распространен в странах с преобладанием сельского населения.

Активистская культура (культура участия) – самый развитый тип политической культуры. Он характеризуется широким политическим участием граждан в управлении обществом. Активистская культура распространена в демократических обществах.

Подпись: Теория политических системВо второй трети ХХ в. одним из самых распространенных методов научных исследований становится метод системного анализа.

В обществознание ХХ в. системный анализ был привнесен из естественных наук, в частности, из биологии. Развитие этого метода в биологии связывают с именем австрийского естествоиспытателя и философа, создателя теории открытых систем Людвига Берталанфи (1901 – 1972). Берталанфи разработал теорию, согласно которой все живые организмы являются организованными системами, взаимодействующими со средой.

К середине ХХ в. в качестве ведущей проблемы теории систем выдвинулась проблема управления системами. В конце 1940-х гг. возникла кибернетика (от греч. kibernetike – искусство управления) – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и человеческом обществе. «Отцом кибернетики» считают американского исследователя Норберта Винера (1894 – 1964). В 1948 г. вышла его знаменитая книга «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине», а в 1954 г. – монография «Кибернетика и общество», в которой принципы управления системами были распространены на исследование общества.

Введение метода системного анализа в общественные науки связывают также с именем американского социолога-структуралиста Толкотта Парсонса (1902 – 1979). В своих работах «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1952) и др. он применил метод системного анализа к исследованию человеческого поведения.

Непосредственно в политологии первым выдающимся опытом системного подхода стала вышедшая в 1953 г. книга американского политолога Дэвида Истона (р. 1917) «Политическая система», в которой были подробно рассмотрены механизм функционирования политической системы, методы информационного управления системой, ее связь со средой (обществом). Из среды в политическую систему, по Истону, входят информационные импульсы (требования), которые перерабатываются внутри системы и выходят из нее обратно в среду в качестве политических решений.

Hosted by uCoz