Политические идеологии

1. Понятие идеологии

Идеологиями называют устойчивые системы взглядов на общество, отражающие коренные интересы определенных социальных групп. Идеологии – это обоснованные системы политических и социально-экономических воззрений, которые лежат в основе различных общественно-политических движений.

Сам термин «идеология» (от греч. idea – мысль, понятие и logos – учение) в значении «учение об идеях» возник на рубеже XVIII XIX вв. Его автором считают французского просветителя Антуана Дестюта де Траси (1754 – 1836), который попытался создать под этим наименованием науку о закономерностях развития общественной мысли. Однако его замысел не увенчался успехом, наука о развитии идей создана не была, а само значение термина «идеология» неоднократно трансформировалось. Например, существует определение, согласно которому идеология – это ложное общественное сознание, не способное адекватно отражать реальность. Или же идеологией называют специально разработанную систему идей, целью которой является манипулирование обществом в интересах каких-либо социальных групп или слоев. Идеологией называют также классовое сознание. Все различные определения идеологии сходятся в следующем: во-первых, она не является наукой, т.е. системой объективных знаний о мире; во-вторых, она всегда отражает интересы какой-либо группы общества. Чем больше и влиятельнее группа, тем шире, значительней её идеология.

Среди современных идеологических направлений крупнейшими являются либерализм, консерватизм и социализм. Все они возникли в период разложения феодального строя и становления буржуазных отношений (в XVII XIX вв.), но не потеряли своего значения и в современных условиях, несмотря на изменения, произошедшие в корпусе их основных идей. В самом общем виде можно сказать, что либерализм сформировался как идеология буржуазии, консерватизм появился как феодально-абсолютистская реакция на либерализм, а социалистическая идеология выросла из левой критики буржуазного строя, проповедуемого либерализмом.

2. Либеральная идеология

Либерализмом (от лат. liberalis – свободный) в самом широком понимании называют общественное движение, основанное на идеях освобождения человека и общества от социальных ограничений, сковывающих общественный прогресс. В более конкретном понимании либерализм – это идеология буржуазии.

Термин «либерализм» для обозначения политического движения впервые стал применяться в начале XIX в. в Испании, где «либералами» называли одну из группировок в Кортесе (парламенте), составившую проект буржуазных преобразований испанского общества. Сама же идеология либерализма начала складываться в европейской мысли задолго до этого – в XVII XVIII вв.

Либерализм возник в период ломки феодальных устоев как идеология нарождающегося «третьего сословия» – буржуазии. Либерализм появился как идеология, направленная против феодально-сословных притеснений, произвола абсолютистского государства, церковного засилья в общественном сознании. В современном понимании либерализм – это идеология, направленная, прежде всего, против ограничений свободного развития товарной экономики и других институтов гражданского общества со стороны государства. Как и триста лет назад, либерализм остается идеологией буржуазии.

Подпись: Содержание либеральной идеологии
Социально-политическая программа либерализма выросла из разработанной английскими философами Т. Гоббсом и Дж. Локком и развитой французскими просветителями Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье и др. теории естественного права. Согласно этой теории, человек от рождения наделен естественными правами – правом на жизнь, личную свободу, собственность. Важнейшим правом человека является также право на свободу мысли.

«Под свободой, согласно точному значению слова, подразумевается отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти делать то, что он хотел бы, но не могут мешать использовать оставленную человеку власть сообразно тому, что диктуется ему его суждением и разумом», – писал Гоббс в трактате «Левиафан».

Основными политическими постулатами либерализма являются идеи равенства всех перед законом, необходимости представительного правления, разделения властей, конституционности. Важнейшим источником либерализма стало учение Канта о правовом государстве.

Ядро либеральной идеологии составило учение классиков политэкономии У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо об экономической свободе. Идеологи либерализма выступали за свободу индивидуального предпринимательства, частной собственности, товарно-денежных отношений. Основополагающим принципом либерализма является лозунг государственного невмешательства в экономику: «Laissez faire» (Пусть идет, как идет).

Либерализм – это апология принципа индивидуализма. Либерализм проповедует полную свободу личности в рамках закона, в том числе и самостоятельную ответственность личности за все предпринимаемые шаги. Программным пунктом современного либерализма является сокращение социальных программ и ориентация индивидуумов на самовыживание.

Подпись: Особенности российского либерализма
Русская либеральная идеология начала складываться в 1830 – 1840-х г.г. в основном в рамках учений славянофилов – И.В. Киреев­ского (1806 – 1856), П.В. Киреевского (1808 – 1856), А.С. Хомякова (1804 – 1860), К.С. Аксакова (1817 – 1860) и западников – Т.Н. Грановского (1813 – 1855), П.Г. Ред­кина (1808 – 1891), В.П. Боткина (1811/12 – 1869), П.В. Аннен­кова (1813 – 1887) и др. Эти мыслители выражали необходимость проведения в России либеральных реформ либо по западноевропейскому образцу (западники), либо по образцу допетровского, т.е. доабсолютистского, общественного устройства России (славянофилы).

Классической формы русский либерализм достиг в период подготовки и проведения либеральных буржуазных реформ конца 1850‑х – 1870‑х гг. Основным руслом формирования классической либеральной теории в этот период стала так называемая государственная школа в историографии, правоведении и социальной философии, представители которой К.Д. Кавелин (1818 – 1885), Б.Н. Чичерин (1828 – 1904) считаются основоположниками социально-политической теории русского либерализма.

На рубеже XIX  XX вв. либеральная идеология лежала в основе деятельности либеральных политических организаций – Союза земцев-конституционалистов, Союза освобождения, Конституционно-демократической (кадетской) партии и др. Русские либералы являлись противниками самодержавия и феодально-крепостнических пережитков, но в то же время выступали за умеренность в проведении буржуазно-демокра­тических реформ.

В современной России идеи либерализма заложены в основу программ таких партий, как СПС, Яблоко и др. «правых».

Подпись: Неолиберализм
На рубеже XIX XX вв. классический либерализм пережил период острого кризиса, связанного с подъемом европейского и мирового революционного движения. Первая половина XX в. прошла для либерализма под знаком некоторого сближения с социалистическими учениями. Либерализм этого периода часто называют социальным, или демократическим, либерализмом.

Во второй половине XX в. сложилось течение неолиберализма. Его основной характеристикой является признание необходимости частичного участия государства в регулировании социально-экономических процессов. В этом состоит главное отличие неолиберализма от классического либерализма, провозглашавшего принцип полного невмешательства государства в социально-экономическую жизнь общества. Другие основополагающие принципы классического либерализма (индивидуальная свобода, равноправие, конституционализм, частная собственность) сохраняются и неолиберализмом.

На современном этапе наметилось сближение неолиберализма с неоконсерватизмом. Обе эти идеологии выступают за умеренный реформизм, ограниченное вмешательство государства в экономику, поддержку государством рыночных структур. Это сближение дало возможность некоторым исследователям говорить о формировании так называемой интегративной идеологии в рамках общей глобализации общественных процессов и развития общественной мысли.

3. Консервативная идеология

Подпись: Возникновение консерватизма
Консерватизм (от лат. conservo – сохраняю, охраняю) – это идейное и общественное движение, направленное на сохранение существующего строя, провозглашающее приверженность тра­диционным, устоявшимся формам общественного устройства.

Идеология консерватизма зародилась в конце XVIII в. как правая реакция на идеологию буржуазных революций, как реакция на либерализм. Первоначально значением понятия «консерватизм» стало обоснование необходимости сохранения основных феодальных устоев – сословности, абсолютизма, клерикализма.

Исходным пунктом развития консервативной идеологии считают выход в свет книги английского мыслителя и политического деятеля Эдмунда Бёрка (1729 – 1797) «Размышления о Революции во Франции». Она была опубликована в 1790 г., через год после начала Великой французской революции, и содержала глубокую критику революционной программы французской буржуазии. Видными идеологами консерватизма были французские мыслители Ж. де Местр (1753 – 1821), Л. де Бо­нальд (1754 – 1840), англичане С.Т. Колридж (1772 – 1834), У. Вордсворт (1770 – 1850).

Появление термина «консерватизм» связывают с именем известного французского писателя Франсуа Рене Шатобриана (1768 – 1848), основателя французского романтизма. В 1818 – 1820 гг. он издавал роялистский (монархический) журнал «Консерватор», в котором публиковались статьи антиреволюционного содержания. В основном первые идеологи консерватизма были отпрысками аристократических феодальных фамилий, пострадавших в годы английской и французской буржуазных революций.

Подпись: Основные положения консервативной идеологии
Философским обоснованием консерватизма стал социальный антирационализм. Консерваторы принципиально отвергают возможность оптимально обустроить общество, опираясь на решения человеческого разума: «Мир – создание высшего разума, человек не может изменить в лучшую сторону то, что создано Богом». Консерваторы выступают против активного субъективного вмешательства в исторический процесс, против политического волюнтаризма: в мире все должно складываться естественным порядком, постепенно, без резких скачков и революций. Консерваторы являются противниками любых радикальных преобразований, они выступают за плавное, естественное усовершенствование общественных форм, за преемственность в развитии. Эта особенность консерватизма называется эволюционизмом.

В отличие от либерализма, основанного на идее естественного равенства людей, консерватизм принципиально отрицает его возможность. Естественным, по мнению консерваторов, является неравенство людей по их физическим, умственным, душевным качествам, откуда проистекает и социальное неравенство. Как писал Бёрк, «где есть свобода, там не может быть равенства, где есть равенство, там уже нет свободы». Консерваторы выступают за сохранение социальной иерархии. Ранние консерваторы были горячими противниками отмены сословной системы, консерваторы ХХ в. выступали за сохранение других форм традиционной элитарности (титулов, званий, привилегий и т.п.).

В противоположность либерализму с его апологией индивидуализма консерватизм ратует за коллективизм, за объединение людей под эгидой традиционных ценностей, чаще всего под религиозными или великодержавными лозунгами. Укрепление институтов государственности является одним из основных программных требований консерваторов. Консерваторы призывают повышать авторитет «вековых ценностей», которыми, кроме сильного государства (первоначально – абсолютистского), являются семья, церковь, традиционное образование, община.

В экономической сфере программной установкой консерватизма является государственный интервенционализм – активное проникновение государства в экономику в форме протекционизма, создания государственного сектора в экономике, регулирования объемов производства, частично – цен и т.д.

Государство, по мнению консерваторов, обязано проводить и активную социальную политику. Государство должно по-отечески заботиться о своих гражданах, предотвращая тем самым социальные конфликты. Если, например, современные либералы предлагают максимально переложить социальные расходы на самих граждан, консерваторы выступают за централизованное социальное обеспечение, в том числе – и за частичное перераспределение доходов.

Подпись: Русский консерватизм
Зарождение консервативного направления в русской общественной мысли часто связывают с появлением «Записки о древней и новой России» (1811) писателя и историка Н.М. Карамзина (1766 – 1826). В этой записке, поданной ко двору Александра I, историограф высказывал свои соображения о несвоевременности подготавли­вавшихся правительством либеральных реформ. Карамзин считал, что ограничение самодержавия и отмена крепостного права приведут к расшатыванию основ российского государства.

В эпоху Николая I консервативная идеология особенно ярко проявилась в господстве так называемой теории официальной народности, автором которой был министр народного просвещения граф С.С. Уваров (1786 – 1855). В этой теории были провозглашены три основополагающих принципа сохранения устоев российской государственности: православие, самодержавие, народность. Теорию официальной народности поддержали историк М.П. Погодин (1800 – 1875), философ С.П. Шевырев (1806 – 1864), литератор П.А. Плетнев (1792 – 1865/66) и др. деятели науки и искусства.

В эпоху александровских реформ 1850-х – 1870-х гг. консерваторы выступили противниками проводимых буржуазных преобразований. Их стараниями либеральные реформы Александра II получили непоследовательный, частичный характер.

Консервативная идеология лежала в основе правительственного курса Александра III, правление которого (1881 – 1894) получило название «эпохи контрреформ». Главными идеологами консервативной политики контрреформ были журналист М.Н. Катков (1818 – 1887) и обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (1827 – 1907).

Русские консерваторы выступали за сохранение самодержавия, крепостного права (до 1861 г.) или его пережитков (после 1861 г.), помещичьего землевладения. Особенностью российского консерватизма было стремление сохранить в качестве гаранта социальной стабильности крестьянскую общину – доклассовый институт, просуществовавший в России до первых десятилетий XX в. «Как зеницу ока берегите общину, не раскрестьянивайте крестьян», – призывали русские консерваторы накануне грандиозных социальных потрясений первой половины XX в.

Современный российский консерватизм – это неоднородное общественно-политическое движение, целью которого является препятствование десоциализации общественного строя и активному внедрению капиталистических институтов в российскую действительность (прежде всего – частной собственности на землю, недра, леса и т.д.), сокращению социальных функций государства, а также размыванию национально-культурных основ жизни коренных народов России.

Подпись: Неоконсерватизм
Неоконсерватизмом называют идейное течение, возникшее в 1970‑х – 1980-х гг. на волне структурного кризиса, охватившего в этот период мировую экономику.

Неоконсерваторы поставили во главу угла своей программы возвращение традиционных нравственных ценностей, повышение авторитета государства, семьи, церкви.

Особенностью неоконсерватизма является его сращивание с неолиберализмом. Неолиберализм, в отличие от классического либерализма, признает необходимость частичного государственного регулирования экономики. Неоконсерватизм, со своей стороны, выступает за ограничение вмешательства государства в социально-экономическую сферу, в отличие от традиционного консерватизма, выступавшего за сильный государственный интервенционализм, за активное вмешательство государства во все сферы жизни общества.

Неоконсервативным называют правительственный курс ряда крупнейших стран в конце XX – начале XXI вв.: например, политику администрации Р. Рейгана и Дж. Буша в США, М. Тэтчер в Великобритании, Ж. Ширака во Франции. Современных консерваторов называют также «новыми правыми».

В корпусе основных идей неоконсерватизма находятся положения о подчинении индивида государству, обеспечивающему духовную и политическую общность нации, об элитарной демократии как единственно разумной форме демократического государственного устройства, о необходимости проведения государством активной социальной политики, направленной не столько на разрешение, сколько на предотвращение социальных конфликтов.

4. Социалистическая идеология

Социалистическая идеология (от лат. socialis – общественный) – это движение общественной мысли, направленное на создание общественного строя, основанного на началах социального равенства, солидарности и общности интересов. Основными чертами социализма являются общественный характер труда и общественная собственность на средства производства.

Социалистическая идеология впитала в себя вековые чаяния людей о справедливом общественном устройстве, однако как сформировавшееся течение она заявила о себе только в период утверждения капитализма. Социалистическая идеология выросла из критики буржуазного строя, когда стала очевидной ограниченность реализации в нем принципов свободы, равенства, братства, провозглашенных в качестве лозунга буржуазной революции.

Подпись: Истоки социалистической идеологии
Зачатки социалистических идей стали появляться в философских и религиозных учениях с древнейших времен – в период возникновения классового общества, т.е. общества социального неравенства. История общественной мысли содержит множество образов общества социальной справедливости, о котором издревле мечтают люди.

Непосредственным предшественником классической социалистической теории стал утопический социализм – учение о социальном строе, основанном на общественном производстве, общности имущества, обязательном характере труда, всестороннем и гармоничном развитии личности. Свое название он получил от названия вымышленного острова-государства Утопии, описанного в романе* английского гуманиста Томаса Мора (1478 – 1535). Утопия (от лат. u – нет и topos – место) в буквальном переводе означает «место, которого нет». Еще один известнейший утопический образ общества социальной справедливости, созданный на основе социальных идей Платона, Аристотеля, Августина, Фомы Аквинского, содержится в романе итальянского философа-монаха Томмазо Кампанеллы (1568 – 1639) «Город солнца».

В конце XVIII – первой половине XIX в. социалистическая теория приобретает характер сфор­мировавшейся идеологии. Ее носителями становятся все более широкие социальные слои, недовольные воплощением буржуазных принципов общественного устройства. От художественных образов социалистического общества европейская мысль переходит к созданию рациональных теорий социализма. Учения французских философов Анри Сен-Симона (1760 – 1825), Шарля Фурье (1772 – 1837), английского мыслителя и организатора трудовых коммун Роберта Оуэна (1771 – 1858) по традиции относят к утопическому социализму, т.к. в них утверждалось, что средством достижения социализма является развитие науки, просвещение, мирная пропаганда идей справедливости и равенства.

В отличие от утопистов, революционное крыло идеологов социализма считало средством перехода к новому обществу социалистическую революцию, так как, по их мнению, даже самая просвещенная буржуазия не расстанется со своей собственностью (капиталом) добровольно. Идеологами революционного социализма являлись французские мыслители Г.Б. Мабли (1709 – 1785), Г. Бабёф (1760 – 1797), Л.О. Бланки (1805 – 1881) и др.

Подпись: Принципы
социализма
Среди основополагающих принципов нового общества первыми идеологами социализма были выделены следующие. Социализм – это строй, основанный на общественной собственности на средства производства. Общественная собственность обусловливает общественный характер труда и распределения созданных благ. Труд осуществляется в интересах всего общества, распределение благ производится по труду, а не по количеству собственности. Каждый человек имеет столько благ, сколько заработал своим трудом: «От каждого по способностям, каждому – по труду».

При социализме управление происходит демократическим способом в интересах всего общества, а не в интересах отдельных классов, слоев, групп, фамилий и т.п. Социалистическое общество стремится к самоуправлению. Государство постепенно превращается из органа управления обществом в орган управления производством.

В социалистическом обществе осуществляется принцип солидарности (от лат. in solido – в целом) – общности интересов, взаимопомощи, согласия. Социалистический принцип коллективной солидарности противопоставляется либеральному принципу индивидуальной свободы, индивидуальной борьбы за выживание. Социалистическое общество заботится обо всех своих членах; неспособные к труду находятся под защитой общества.

Подпись: Коммунизм
Самой влиятельной из всех социалистических теорий стала коммунистическая теория, разработанная К. Марксом (1818 – 1883) и Ф. Энгельсом (1820 – 1895) и развитая в XX в. их последователями. Марксистская социалистическая теория получила название научного коммунизма, она противопоставлялась утопическому, а также мелкобуржуазному социализму.

По Марксу, социалистический строй устанавливается в результате классовой борьбы пролетариата с буржуазией, высшим проявлением которой является социалистическая революция. В основе эксплуатации лежит частная собственность на средства производства. Поэтому для установления справедливого, не знающего эксплуатации человека человеком строя, частная собственность как основа классовой эксплуатации должна быть ликвидирована. Ликвидация частной собственности является важнейшим актом социалистической революции.

По осуществлении социалистической революции освобожденный труд превращается в источник всенародного благосостояния. Распределение продуктов общественного труда при социализме должно производиться государственными органами до тех пор, пока труд не станет всеобщей потребностью. Всеобщая потребность в труде – черта высшей стадии развития социализма – коммунизма.

Коммунизм (от лат. communis – общий, всеобщий) – это бесклассовое, безгосударственное, самоуправляющееся общество, основанное на общественном характере труда, общественной собственности на средства производства, полном социальном равенстве всех его членов. Принцип коммунистического распределения выражен лозунгом: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Благосостояние общества при коммунизме обеспечивается высоким уровнем производительных сил на основе развития науки и техники.

Подпись: Русский социализм
Русским социализмом называют революционно-социалистическую (или революционно-демокра­тическую) идеологию, сложившуюся в русской общественной мысли в 1840-х – 1870-х гг. Представителями этого течения были революционеры-демократы В.Г. Белин­ский (1811 – 1848), А.И. Герцен (1812 – 1870), Н.П. Огарев (1813 – 1877), Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889), Н.А. Добро­любов (1836 – 1861), идеологи революционного народничества М.А. Бакунин (1814 – 1876), П.Л. Лавров (1823 – 1900), П.Н. Ткачев (1844 – 1886). В конце XIX – начале XX вв. революционно-социалистическая идеология лежала в основе деятельности партии социалистов-революционеров (эсеров).

Русская революционно-социалистическая идеология сложилась на основе критического отношения к буржуазному строю (западноевропейскому и нарождающемуся в России). Особенностью русского социализма являлось убеждение в том, что Россия должна миновать капиталистический путь развития и что именно Россия изо всех европейских стран наиболее приспособлена к социализму. Это утверждение базировалось на сохранении в России института крестьянской общины – готовой ячейки социалистического общества.

Русские революционеры-демократы, в отличие от западноевропейских социалистов и марксистов, делали ставку не на пролетариат, а на крестьянство. Социалистическая революция, по их мнению, должна быть не пролетарской, а крестьянской.

Идеологи русского социализма отрицательно относились к государству. Демократическое управление обществом, по их мнению, должно осуществляться не в виде деятельности пролетарского государства (диктатуры пролетариата), а на основе принципов общественного самоуправления (по подобию общинного самоуправления).

В экономической сфере социалисты-революционеры предлагали не национализировать (перевести в собственность государства), а социализировать (обобществить, перевести в собственность крестьянских общин или производственных коллективов) основные средства производства.

Подпись: Социал-демократическая идеология
В XX в. большое влияние в западноевропейских странах приобрело реформистское направление социалистической идеологии, получившее название социал-демократи­ческой*, или социал-реформистской идеологии. Главная особенность социал-демократии – отказ от революционных средств борьбы за социализм и апология мелкобуржуазного уклада. Социал-демократы полагают, что социализм устанавливается в результате мирного перерастания капитализма в социализм.

Примерами такого перерастания современные социал-демократы считают увеличение доли государственной собственности в общественном фонде, рассредоточение крупной частной собственности путем акционирования, обобществление производства, уравнивание условий труда и размеров потребления между различными слоями общества.

Социал-демократы выступают за повышение уровня социальной защищенности населения, за перераспределение доходов в интересах наименее обеспеченных слоев.

В политической сфере социал-демократы ратуют за расширение процессов демократизации, расширение гражданских свобод, гласность, развитие гражданского самоуправления.

В целом, современная социал-демократическая идеология имеет много точек соприкосновения как с неолиберализмом, так и с неоконсерватизмом, что свидетельствует о формировании в современном общественном сознании интегративной идеологии, основанной на общечеловеческих ценностях.


 

* Полное название романа – «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии».

* Социал-демократами с 1903 по 1919 г. называли себя и русские коммунисты. Собственно социал-демократическим течением являлся только меньшевизм – правое крыло Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) во главе с Ю.О. Мартовым и Г.В. Плеха­новым. Большевики во главе с В.И. Лениным составляли левое, революционное крыло РСДРП. В 1919 г. РСДРП(б) изменила свое название на РКП(б) – Российскую коммунистическую партию (большевиков).

Hosted by uCoz