Политический режим

1. Понятие политического режима

Основной характеристикой политических систем является их политический режим. Слово «режим» (от лат. regere – править, управлять) означает «управление», «строй», «порядок». Политическим режимом называют порядок взаимоотношений между государственной властью, обществом и личностью.

Характеристика политических режимов складывается из методов принятия и реализации политических решений, наличия прав и свобод человека, принципов разделения властей, степени участия граждан в управлении обществом, особенностей избирательной и партийной систем.

Все многообразие политических режимов может быть сведено к трем основным типам: авторитарному, тоталитарному и демократическому. Следует учесть, что три вышеназванных типа являются теоретическими понятиями, в чистом виде их не существует. В реальности можно говорить только о преобладании черт того или иного режима в политическом управлении конкретных стран. Авторитарными, тоталитарными и демократическими режимы рассматриваемых обществ называют условно.

2. Авторитарные режимы

Наиболее распространенным типом политических режимов является авторитарный режим. Термин «авторитаризм» (от лат. auctoritas – власть, влияние) означает «самовластие», или «государственный строй, основанный на режиме личной власти». В политологии авторитарным режимом называют режим неограниченной политической власти одного или нескольких лиц при сохранении свободы личности и общества в неполитических сферах.

Подпись: Признаки
авторитаризма
При авторитарных режимах государственная власть сосредоточена в руках одного человека или группы людей. Это могут быть монархи, олигархи, хунта, руководители монопольно правящих партий, лидеры политических движений и т.д. Власть этих лиц неподконтрольна обществу. Принцип авторитарности руководства при этом распространяется на все уровни политической власти. Руководитель любого звена фактически неподконтролен снизу. Назначение на все властные должности происходит сверху, а не путем демократических выборов.

Власть действует произвольно. Конституция и парламент, если они и существуют при авторитарных режимах, функционируют чисто формально, являясь послушным орудием в руках правящей верхушки.

Основные демократические свободы (свобода слова, печати, создания политических организаций и т.д.) в авторитарных государствах отсутствуют. Политической оппозиции не существует. Авторитарная власть первоочередной задачей считает сохранение своего монопольного господства, никакая политическая конкуренция не допускается. В связи с этим в странах с авторитарным правлением либо вообще не существует политических партий, либо действует фактически однопартийная система.

Авторитарные режимы осуществляют свое господство только в политической сфере, не распространяя его непосредственно на экономическую, культурную, духовную жизнь общества, не вторгаясь в частную жизнь людей. При авторитаризме не существует идеологической монополии, в то же время свободомыслие ограничивается политической цензурой, средства массовой информации находятся под контролем власти. Население в авторитарных странах не политизировано, вследствие чего власти не требуется применять массовых репрессий, террора для поддержания своего господства. Инакомыслие, проявляющееся лишь в единичных случаях, жестоко подавляется на корню.

Авторитарные режимы обладают мощной милитаристской базой, которая является также их социальной опорой. Авторитаризм поддерживает разделенность общества на структурные группы – сословия, касты, землячества, общины, цеха  и т.п.

Авторитарные режимы могут быть различной формы. Самым распространенным в истории видом авторитарного режима являлись абсолютистские феодальные монархии. В ХХ в. авторитарные правления были характерны для большинства стран Азии, Африки, Латинской Америки. Авторитарным может быть назван режим в послесталинском Советском Союзе (с середины 1950-х до середины 1980-х гг.). На сегодняшний день черты авторитарного правления сохраняются в Китае, Вьетнаме, на Кубе.

При авторитарных режимах личность не пользуется большинством свобод, доступных при демократическом правлении. В то же время авторитарные режимы наиболее благоприятны для существования самого государства. Авторитарные режимы обладают высокой прочностью, они обеспечивают политическую стабильность, общественный порядок, социальную устойчивость. Авторитарный режим считается наиболее благоприятным для проведения социально-экономических реформ, так как он сочетает нововведения с сохранением элементов старого строя.

3. Тоталитаризм

Понятие «тоталитаризм» (от лат. totalitas – полнота, цельность) означает режим, при котором вся полнота власти над обществом сосредоточена в руках государства.

Появление этого термина в политическом лексиконе связано с именем основателя фашистского движения итальянского диктатора Бенито Муссолини. В середине 1920-х гг. он стал активно использовать в своих речах этот термин, чтобы подчеркнуть необходимость сплочения своей партии и, шире, – всей нации для достижения намеченных целей. Термин «тоталитаризм» родился как синоним слова «фашизм» (от итал. fascis – пучок, связка прутьев), дословно означающего «движение сплоченных».

С конца 1930-х гг. понятие «тоталитаризм» становится предметом исследования политической науки. В период второй мировой войны и по ее окончании тоталитаризм как явление привлек особое внимание мирового ученого сообщества. Необходимость проанализировать различные стороны феномена тоталитаризма, вскрыть его сущность, определить причины возникновения, найти его социальные корни вызвала появление многочисленных работ по истории и теории тоталитаризма. Среди них такие известные произведения как «Дорога к рабству» нобелев­ского лауреата Фон Хайека, «Истоки тоталитаризма» Х. Арендт, «Тоталитарная диктатура и автократия» К. Фридриха и З. Бже­зинского. Существенной особенностью большинства западных исследований тоталитаризма, особенно относящихся к эпохе «холодной войны», является попытка отождествить понятия «тоталитаризм» и «коммунизм», распространить это понятие на историю всех социалистических обществ, и, в частности, на весь период режима советской власти в нашей стране. Отечественная школа характеризует как тоталитарный только период истории советского государства конца 1930-х – начала 1950‑х гг. Послесталинское правление, как отмечалось выше, характеризуется отечественными историками и политологами не как тоталитарное, а как авторитарное.

Подпись: Признаки тоталитаризмаВ отличие от авторитаризма, распространяющего свою власть только на политическую область, тоталитаризм стремится управлять всеми сторонами жизни общества – политической, социальной, экономической, духовной. Даже частная жизнь людей может быть объектом регламентации со стороны тоталитарного государства. Важнейшей чертой тоталитарного режима является наличие господствующей идеологии. Тоталитаризм стремится к установлению полного господства в общественном сознании. Под контролем государства находятся не только все средства массовой информации, но и образование, наука, искусство, религиозные организации. Для тоталитаризма характерно стремление представить общество единым целым, поэтому все социальные перегородки (сословные, кастовые и др.) ломаются. Показательны назначения на высшие руководящие посты отдельных представителей социальных низов.

Демократические свободы в тоталитарном обществе фактически отсутствуют. Легальной политической оппозиции не существует. Тоталитарное государство располагает мощной милитаристской базой, внутри государства устанавливается полный полицейский контроль. Для поддержания своего режима тоталитарная власть вынуждена применять массовые репрессии против своих граждан. Установление тоталитарных режимов неизбежно приводит к массовому террору.

В экономической области для тоталитаризма характерен этатизм (от фр. état – государство) – политика огосударствления, централизации производства. Тоталитарный режим стремится к уничтожению негосударственных форм собственности, установлению полного контроля над производством и распределением материальных благ.

В настоящее время теория тоталитаризма не потеряла своей актуальности, т.к., во-первых, в ряде стран, например, Северной Корее, имеет место тоталитарное правление, и, во-вторых, угроза возникновения тоталитаризма сохраняется для всех государств, в том числе для России и стран Запада. В современных условиях исследователи говорят об информационном тоталитаризме, основанном на возможности контроля отдельных групп над средствами массовой информации.

4. Демократия

Демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть) в буквальном переводе означает «народовластие». Как политический режим демократия представляет собой такой политический порядок, при котором осуществляется равноправное участие всех членов общества в управлении государством. Демократический режим является тем образцом взаимоотношений между народом и властью, к которому стремится большинство современных обществ.

Подпись: Признаки
демократии
Центральным признаком демократического уп­равления является народный суверенитет, то есть верховная власть народа. Именно народ выступает источником власти при демократическом режиме. Это достигается путем народного представительства на всех уровнях власти. Важнейший принцип демократии – равенство прав всех граждан. Признаком демократичности режима являются периодические свободные выборы в законодательные и исполнительные органы власти.

Демократический режим предоставляет обществу и личности весь спектр политических свобод – свободу слова, печати, собраний, создания организаций и т.д. Средства массовой информации не подвержены политической цензуре. В общественной мысли существует широкий плюрализм мнений. В условиях демократии всегда существует оппозиция правительству; для демократических государств характерна многопартийность. Признаками демократических режимов являются также развитое местное самоуправление, высокий уровень политической культуры, политическая активность населения.

Либеральная теория в качестве условий осуществления демократии выделяет также наличие частной собственности, рыночных отношений, свободы предпринимательства.

История знает немало попыток установить демократическое государственное правление, начиная с реформ Солона и Перикла в Афинах в V в. до н.э. С тех пор и теория, и практика демократии получили серьезное развитие. Большинство стран Европы и Северной Америки сегодня называют свои политические режимы демократическими. Тем не менее, в реальности существует множество проблем на пути установления подлинной демократии. Важнейшими из них являются проблема реального равноправия всех членов общества и проблема гарантий соблюдения основных прав и свобод человека.

Подпись: Виды демократииСуществует два основных вида демократии: прямая и представительная.

В условиях прямой демократии граждане непосредственно принимают участие в управлении обществом. Такой вид демократии был особенно характерен для эпохи «военной демократии» (последнего периода первобытного строя), для раннегосударственных обществ, для демократических республик античности. В современном обществе элементы прямой демократии сохранились в форме референдумов (плебисцитов) и так называемых народных инициатив. Референдумом (от лат. reffereсообщать) называют всенародное голосование по особо важным государственным вопросам, народными инициативами – предпринимаемые снизу массовые мероприятия политического характера.

Представительная демократия – такой вид демократии, при котором граждане доверяют функции управления государством своим выборным представителям (депутатам). Для большинства современных обществ характерна представительная демократия.

Hosted by uCoz