Государство

1. Понятие государства

Государство – основной элемент политической системы. Вокруг государственной власти сконцентрирована вся политическая жизнь общества.

Государство – это организация, обладающая верховной властью на определенной территории.

Подпись: Признаки государстваКак институт государство обладает рядом признаков. Важнейшим из них является территория, на которую распространяется власть конкретного государства. Государство подчиняет своей власти людей, проживающих на определенной территории, а не относящихся, например, к определенному роду, национальности, религии, предприятию, профессии и т.п.

Вторым признаком государства является суверенитет (от фр. souverainité – верховная власть). Под суверенитетом государственной власти понимается, во-первых, независимость государства от любой другой власти и, во-вторых, полнота, верховенство власти государства на своей территории.

Третий признак государства – наличие публичной  власти, т.е. прослойки людей, профессионально занимающихся государственной деятельностью. (В первобытном обществе такого слоя людей не существует, в управлении принимают участие все общинники.) Публичная власть состоит из аппарата управления и аппарата принуждения. К аппарату управления относятся чиновники всех ветвей власти, к аппарату принуждения – армия, полиция, суд и другие силовые органы.

Четвертый признак государства – право на сбор налогов. Территории, с которых государство не имеет права собирать налоги, не входят в состав данного государства. Налоги собираются государством для содержания своего собственного аппарата и для решения общенародных задач – оборонных, экономических, социальных, культурных и т.п.

Территория, суверенитет, публичная власть и сбор налогов являются основными признаками государства. Кроме них государство обладает и другими признаками. Например, государству принадлежит право издания законов, обязательных для всего населения. Государство выпускает денежные знаки. Государство обладает исключительным правом на легальное применение силы в отношении личности и т.д.

Подпись: Функции
государства
Функции государства – это основные виды деятельности государственной машины. Функции государства подразделяют на внутренние и внешние.

Важнейшей внутренней функцией государства является управление обществом. Государство – это, прежде всего, орган власти, оно предназначено для поддержания порядка властных взаимоотношений в обществе. Кроме политического порядка, государство поддерживает социально-экономическое равновесие в стране – второй из его основных функций является регулирование социально-экономических отношений, «ведение общих дел». Третья функция государства – охрана прав и свобод личности, защита человека от посягательств других людей на его жизнь, здоровье, собственность. Четвертая функция государства – воспитание граждан, под которым понимается социализация в широком смысле слова, то есть введение человека в общественную жизнь, приобщение его к культуре своего общества. Пятой функцией государства выступает защита окружающей среды с одной стороны и защита человека от стихийных сил природы с другой.

Среди внешних функций государства следует отметить оборону страны, организацию международных политических, экономических и культурных связей, сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем человечества.

2. Теории происхождения и сущности государства

Государство, как и классы, собственность, деньги – институт исторический, то есть не вечный, развивающийся. Когда и почему оно возникает? В общественно-политической мысли существует ряд теорий, по-разному отвечающих на этот вопрос.

Подпись: Патриархальная теорияПатриархальная теория сравнивает власть государства с властью главы большой семьи. Согласно этой теории, государство вырастает из основ родового строя, представляя собой усложненную форму власти патриарха, главы общины над всеми общинниками, гражданами. Родоначальником патриархальной теории является Аристотель, называвший государство «естественной формой человеческого общежития», которая возникает на определенной стадии развития общества.

Патриархальной (общинной) теории происхождения государства придерживались русские народники П.Л. Лавров, Н.К. Ми­хайловский и др. Народники считали государство надклассовой силой, не связанной непосредственно с интересами какого-либо класса.

Подпись: Провиденциалистская теорияПровиденциалистская (от лат. providentia – предопределение) теория объясняет возникновение государства, как и всех других общественных или природных явлений, волей божественного провидения.

Эта концепция являлась господствующей в феодальную эпоху. «Император Всероссийский, – говорится, например, в известной формуле русского абсолютизма, – есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Но и в наши дни провиденциалистская теория государства не утратила окончательно своего влияния, особенно в странах, где сильны позиции церкви.

Подпись: Теория общественного договораВ период становления буржуазных отношений в европейской просветительской мысли сложилась теория общественного договора. Ее создателями считают голландского мыслителя Г.Гроция, английских философов Т.Гоббса и Д.Локка, французских просветителей Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, Ш.Монтескье.

Согласно этой теории, в догосударственном (первобытном) обществе господствовало состояние неограниченной свободы в борьбе за выживание, которое Гоббс назвал «Войной всех против всех». Государство возникло в результате договора людей об отказе от ряда своих свобод (в насилии над другим человеком, в присвоении чужого имущества и т.д.) в обмен на защиту своих прав. Люди договорились соблюдать основные, естественные права друг друга – право на жизнь, собственность, личную неприкосновенность. Институтом, закрепив­шим эту общественную договоренность, и стало государство.

Подпись: АнархизмВ отличие от сторонников теории общественного договора идеологи анархизма считают естественным состоянием людей не борьбу друг против друга, а сотрудничество друг с другом в процессе выживания человечества. Поэтому государство, согласно теории анархизма, вовсе не является необходимым условием социального прогресса, а напротив, представляет собой орудие насилия над свободной личностью. Анархизм (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – политическое течение, отрицающее необходимость государственной власти в обществе.

Представители этого течения П.-Ж. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др. призывали упразднить государство, заменив его общественным самоуправлением. Вместо государства, управляющего обществом сверху, анархисты предлагали создать самоуправляющиеся союзы крестьянских общин, производственных коллективов, городских и сельских коммун и т.п., способные построить систему общественных взаимоотношений без вмешательства внешней силы.

Подпись: Классовая теория государстваВ конце XVIII – начале XIX вв. в общественной мысли сложилась классовая теория государства. Создатели классовой теории объясняли появление института государства необходимостью закрепить разделение общества на имущественные классы.

Основоположниками классовой теории являются французские историки Ф. Гизо и О. Тьери, а также создатели классической политэкономии А. Смит, Д. Рикардо. Гизо и  Тьери связали исторический процесс с интересами классов, а основатели политэкономии показали зависимость классовой принадлежности от обладания собственностью.

Во второй половине XIX – начале ХХ вв. самым влиятельным направлением в развитии классовой теории государства стал марксизм. Ф. Энгельс, К. Маркс, В.И. Ленин и другие теоретики марксизма разработали теорию государства как орудия классового господства. «Государство возникает там и тогда, – писал В.И. Ле­нин, – где и когда происходит разделение общества на классы». Государство – это машина для угнетения одного класса другим. Только при коммунизме как бесклассовом обществе государство отмирает, заменяясь общественным самоуправлением.

Русский марксизм во главе с Лениным, Троцким, Сталиным развил эту теорию в учении о диктатуре пролетариата как государстве рабочих и крестьян, устанавливающемся в результате социалистической революции. Диктатура пролетариата должна провести насильственные социалистические преобразования и ликвидировать буржуазию как класс, после чего перерасти в общенародное социалистическое государство, постепенно заменяясь общественным самоуправлением.

3. Правовое государство и гражданское общество

Подпись: Теория
правового
государства
Одной из самых влиятельных идеологий современного общества является либерализм – идеология буржуазии. В рамках либерализма сложилась теория правового государства.

Эта теория начала формироваться в XVII XVIII вв., когда на смену теориям, обосновывавшим феодальный произвол, должны были прийти теории, утверждающие буржуазные принципы общественного устройства – принципы свободы личности, равенства всех перед законом, верховенства закона в системе власти, ограничения власти правительства конституцией и представительными органами.

Источниками теории правового государства стали теория общественного договора Т. Гоббса, Дж. Локка, просветительские идеи Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье. Общефилософское обоснование теории правового государства принадлежит И. Канту. Им было введено в научный оборот и само понятие правового государства. Широкое распространение этот термин получил в трудах германских правоведов начала XIX в.

Впервые идеи правового государства были реализованы в правовых актах Великой французской революции – Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции Франции 1791 г., а также в правовых актах войны за независимость североамериканских колоний – Конституции США 1789 г. и Билле о правах 1791 г. В XIX XX вв. идеи теории правового государства нашли отражение в конституциях других стран Европы и мира. В 1948 г. мировым сообществом была принята Всеобщая декларация прав человека, а в 1976 г. – развивающие ее Международный пакт о политических и гражданских правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Подпись: Признаки правового государстваОдним из основных признаков правового государства является верховенство закона во всех областях общественной жизни, включая отношения самого государства с обществом и личностью. В правовом государстве закон ограничивает произвол властей. Это достигается, в частности, разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Правовое государство обеспечивает равенство всех граждан перед законом и соблюдение прав и свобод человека. Правовое государство ограничивает свободу людей только при нарушении ими прав и свобод других людей. Оно ограничивает свои функции законодательной деятельностью и контролем за соблюдением правопорядка; невмешательство в неправовые сферы общества – экономическую, идеологическую, религиозную и т.п. – является характерной чертой правового государства.

Необходимым условием существования правового государства является наличие развитого гражданского общества.

Подпись: Гражданское обществоГражданским обществом называют всю совокупность общественных отношений за исключением государства. В гражданское общество входят частная экономика, негосударственные политические организации (партии, общественно-политические объединения, местное самоуправление и т.д.), социальные взаимосвязи, культура, религия, частная жизнь людей. Другими словами, гражданское общество – это та часть возникающих в обществе отношений, которая осуществляется без вмешательства государства.

Понятие «гражданское общество» появилось в период Великой французской революции после издания Декларации прав человека и гражданина, провозгласившей ликвидацию сословных привилегий и ограничений и установившей принцип равенства всех граждан перед законом.

Теория гражданского общества развивалась параллельно с теорией правового государства и имела те же идейные истоки. Кроме просветительских идей о естественном равенстве людей, индивидуальной свободе личности, ограничении произвола государства теория гражданского общества включила в себя и достижения классической политэкономии – идеи У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо о свободе предпринимательства, рынка, невмешательстве государства в экономику. Развернутую философскую концепцию гражданского общества создал Г.Ф.В. Гегель, называвший государство – сферой действия общих интересов, а гражданское общество – сферой стихийного переплетения частных интересов.

В современных условиях теория гражданского общества не потеряла своей актуальности; взаимодействие гражданского общества и государства усложнилось, между ними трудно провести четкую грань. Так или иначе государство проникает в экономику, социальную, культурную жизнь общества; гражданское общество все более разнообразными способами влияет на деятельность государства.

Hosted by uCoz