Суд как орган государственной власти.

Понятие судебной власти, ей признаки и свойства.

Монтескье: 3 ветви власти

Законодательная

Исполнительная

Судебная

Власть – это право, сила, воля над чем-либо. Свобода действия и распоряжения (Даль)

Право и возможность распоряжаться кем-либо и чем-либо, возможность подчинять своей воле (Ожегов).

Судебная власть – право, возможность и способность народа посредством государства  в лице его должностных лиц, оказывать воздействие на общественные процессы.

Судебная власть.

3 подхода:

Совокупность государственных органов

Власть судить, деятельность судов

Суд власть принадлежащие исключительно судам по решению возникающих в обществе конфликтов с использованием судебной процедуры.

Судебная власть – одна из разновидностей власти как таковой. Судебная власть – одна из ветвей государственной власти и поэтому неразрывно связана с государством. Будучи атрибутом государственной власти.

Судебная власть имеет собственную природу, которая обусловлена её ролью арбитра в возникающих в правовых спорах или иных вопросов, отнесённых к компетенции суда.

Судебная власть – это реализуемые посредством судопроизводства особые государственно властные отношения суда и субъектов процесса, возникающих в процессе рассмотрения и разрешения судом правовых вопросов, отнесённых к его компетенции, с целью защиты права, определения ответственности виновного или ограждения от ответственности невиновного.

Судебная власть – разновидность государственно властных правоотношений, самопроизвольно возникающий в обществе в случае необходимости разрешения конфликтных ситуаций.

Признаки судебной власти.

Анализ главы 7 Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. Позволяет выделить следующие признаки судебной власти:

Вид государственной власти

Осуществляется только специальными государственными органами – судами.

Исключительность судебной власти означает, что все возникающие правовые споры в обществе

Единство судебной власти

3 ветви судебной власти:

Конституционная

Общей юрисдикции

Арбитраж

Запрещено создавать какие-либо суды, которые не указаны в Конституции и ФКЗ

Независимость, самостоятельности и обособленность судебной власти

Судебная власть осуществляется путём судопроизводства (ст 49 Конституции РФ)

Гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

Процессуальный порядок действий.

Подзаконность судебной власти

Обязательность постановлений судебной власти

Свойства судебной власти:

  1. Особая судебная область
  2. Ситуационный характер
  3. Нормативно-правовой характер

 

Особенность предметной области судебной власти, что она осуществляется только в сфере правового регулирования, охватывает только микроконфликты, отличающиеся индивидуальностью и конкретностью. Раньше на суд возлагалась обязанность по борьбе с преступностью.

Конфликты и споры, попадают в сферу действия судебной власти извне и не могут инициироваться самой судебной властью. Суд в настоящее время лишен возможности самостоятельно возбуждать дело.

Нормативно-правовой характер судебной власти включает правоприменительный и нормотворческий аспекты. Нормоконтроль, осуществляемый судами при разрешении дел предполагает критическое отношение суда к применяемым им законам и иным нормативным актам и требует оценки соответствия последних Конституции РФ и нормам международного права.  Процессуальная форма осуществления судебной власти предполагает ещё один аспект в пользу нормативности – это ПРОЦЕДУРНОСТЬ, которая приобретает значение масштаба для оценки законности и справедливости самого процесса осуществления судебной власти. Если нарушена процедура – суд отменяет решение и рассматривает на новое рассмотрение (отсутствовал защитник в процессе, ВС отменил приговор).

Полномочия судебной власти (формы реализации судебной власти).

Судебная власть может реализовываться в различных формах. Основная, но не единственная форма реализации судебной власти – это ПРАВОСУДИЕ.

Правосудие – это деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных им административных дел, завершающиеся принятием соответствующего судебного решения (приговора, постановления, определения).

Признаки, отличающие правосудие от других форм государственной правоохранительной деятельности:

  1. По кругу реализуемых задач.
  2. По кругу государственных органов и должностных лиц.
  3. По процедуре реализации.
  4. По характеру принимаемых решений.

Признаки правосудия.

  1. Правосудие осуществляется судом. Никакие другие органы и должностные лица не могут осуществлять правосудие.
  2. Судьи, а также привлекаемые к участию в отправлении правосудия присяжные и арбитражные заседатели обладают специальным правовым статусом, призванным обеспечить их независимость и самостоятельность при принятии решения.
  3. Правосудие осуществляется в строго установленных процессуальных формах, посредствам конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
  4. Акты реализации правосудия – судебные решения носят общеобязательный характер.

Правосудие – это исключительная деятельность суда, тогда как в судопроизводстве участвует не только суд, но и другие участники процесса. Именно в субъектном составе отличие правосудия от судопроизводства.

Другие формы реализации судебной власти:

  1. Конституционный контроль – особая форма реализации судебной власти. Конституционный суд рассматривает конкретный правовой спор, не разрешая его по существу. Не устанавливает фактические обстоятельства, а лишь решает соответствует ли применённая норма Конституции.
  2. Контроль за законностью действий (бездействий) и решений должностных лиц, государственных органов и общественных объединений – административный контроль (обжалование решений органов префекта и тд)
  3. Судебный контроль за органами предварительного расследования.
  4. Судебное санкционирование.
  5. Дача судом разъяснений по вопросам судебной практики.
  6. Обеспечение исполнения судебных решений и иных судебных решений.

Виды судопроизводства:

В соответствии со ст. 117 Конституции РФ правосудие осуществляется путем Конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суд, как орган государственной власти.

  1. Суд является государственным органом (квазисудебные органы – суды чести, третейские суды и т. Д. – не относятся к органам государственной власти и не включены в судебную систему, не обладают властью принуждения). Ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ»…
  2. Суд должен быть создан на основании закона.

                          I.      Федеральные суды:

o       Конституционный суд

o       Суды общей юрисдикции

o       Арбитражные суды

                       II.      Суды субъектов федерации:

o       Мировые судьи

o       Уставные (в том числе конституционные) суды.

3. Компетенция судов. 3 ветви судов: конституционный, СОЮ, арбитражный суд.

Территориальная подсудность:

1)      Подсудность на основании административного деления страны

2)      Судебный участок (разделение полномочий между мировыми судьями, деление основывается на количестве жителей. Один участок от 15 до 23 тысяч жителей).

3)      Судебные округа (способ деления характерный для арбитражных судов России). Арбитражные суды округов.

4)      Деление основанное на месте дислокации воинских образований и соответственно образуются гарнизонные военные суды, окружные военные суды и Военная Коллегия Верховного Суда России)

4.Под судом понимается не только сам орган, но и состав суда.

Единолично судья

Коллегиальный порядок – 3 профессиональных судьи в СОЮ в кассационном порядке рассматривают дела, в арбитраже в кассационном и апелляционном порядке в составе 3-х судей.

Для арбитража характерен 1 профессиональный судья и 2 арбитражных заседателя в судах первой инстанции. Они пользуются едиными судебными полномочиями.

В СОЮ 1 профессиональный судья и 12 присяжных заседателей. До 2001 года существовали народные заседатели.

Концепция судебной реформы и её влияние на совершенствование судебной системы России.

Пстановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 года «О концепции судебной реформы в РСФСР»

  1. Учтены недостатки существовавшей судебной системы.
  2. Принять ряд федеральных законов, направленных на модернизацию судебной системы.
  3. Обновить процессуальное законодательство.
  4. Усилить социальную защищенность судей и работников ПО.
  5. Предоставить возможность повсеместно обращаться в  судебные органы.
  6. Модернизировать органы прокуратуры и адвокатуры России
  7. Создать суды с участием присяжных заседателей.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz