Билет № 20

1. Логическая операция деления понятия. Выди деления. Деление по видоизменению признака. Правила деления понятий.

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называ­ется делением. В операции деления следует различать делимое понятие — объем которого следует раскрыть, члены деления — соподчиненные виды, на которые делится понятие (они представляют собой резуль­тат деления), и основание деления — признак, по которому произво­дится деление. Логическая операция деления может быть представ­лена схемой  , где А — делимое понятие, В, С, D — члены деления.

Виды деления. Различают деление 1) по видоизменению признака и 2) дихото­мическое деление. 1. Деление по видоизменению признака. Основанием деления яв­ляется признак, при изменении которого образуются видовые поня­тия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например, государства в зависимости от формы государственного устройства делятся на унитарные и федеративные; право по форме своего выра­жения — на правовой обычай, юридический прецедент и норматив­ный акт. Оъективность ос­нования. Правила деления. В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре пра­вила, которые обеспечивают четкость и полноту деления. 1. Деление должно быть соразмерным. Нарушения правила –неполное деление и деление с лишними членами.

2. Деление должно производиться только по одному основанию.

3. Члены деления должны исключать друг друга.

4. Деление должно быть непрерывным Ошибка в делении называется скачком в делении.

Дихотомическое деление представляет собой деление объе­ма делимого понятия на два противоречащих понятия. Если А— делимое понятие, то членами деления будут два понятия: В и не-В. Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении. Классификация. Особым видом деления является классификация, представляю­щая собой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, класси­фикация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов. 2. Научная индукция: метод сопутствующих изменений. Метод применяется при анализе случаев, в которых имеет место видоизменение одного из предшествующих обстоятельств, сопровождаемое видоизменением исследуемого действия. Предыдущие индуктивные методы основывались на повторя­емости либо отсутствии определенного обстоятельства. Однако не все причинно связанные явления допускают нейтрализацию или замену отдельных составляющих их факторов. Например, исследуя влияние трения на скорость движения тела, невозможно в принципе исключить само трение. Точно так же определяя влияние Луны на величину морских приливов, невозможно из­менить массу Луны. Единственным способом обнаружения причинных связей в таких условиях является фиксация в процессе наблюдения сопутствую­щих изменений в предшествующих и последующих явлениях. При­чиной в этом случае выступает такое предшествующее обстоятель­ство, интенсивность или степень изменения которого совпадает с изменением исследуемого действия. Если обозначить символами А, В, С предшествующие обстоятельства, каждое из которых не может быть опущено или заменено; индексами 1,2,..., n — степень измене­ния этих обстоятельств; символом d — интересующее нас действие, то рассуждение по методу сопутствующих изменений принимает следующий вид: 1) АВС1 вызывает d1 2) АВС2 вызывает d2 n) АВСn вызывает dn По-видимому, С является причиной d. Применение метода сопутствующих изменений также предпола­гает соблюдение ряда условий. (1) Необходимо знание о всех возможных причинах исследуемого явления. Такими обстоятельствами выступают А, В и С: AvBvC.  (2) Из приведенных обстоятельств должны быть элиминированы те, которые не удовлетворяют свойству однозначности причинной связи. Так, во всех трех случаях А и В не могут быть причиной d, ибо с изменением d и первое, и второе остаются неизменными. А и В элиминируются, ибо неизменяющееся не может быть причиной из­меняющегося, что косвенно указывает на С как на единственную среди возможных причин. (3) Среди предшествующих выделяют единственное обстоятель­ство, изменение которого сопутствует изменению действия. В при­веденной схеме такую роль выполняет С, изменение интенсивности которого от С1 до Сn сопровождается изменением интенсивности d — от d1 до dn. Сопутствующие изменения могут быть прямыми и обратными. Прямая зависимость означает: чем интенсивнее проявление предшествующего фактора, тем активнее проявляет себя и иссле­дуемое явление, и наоборот, — с падением интенсивности соответст­венно снижается и активность или степень проявления действия. Обратная зависимость выражается в том, что интенсивное проявление предшествующего обстоятельства замедляет актив­ность или уменьшает степень изменения исследуемого явления. Схема рассуждения имеет следующий вид: AvBvC,lA,lB По-видимому, С. Во внимание принимаются не любые, а лишь пропорционально нарастающие либо убывающие измененияРассуждения по методу сопутствующих изменений применяются при выявлении не только причинных, но и других, например функ­циональных связей, когда устанавливают зависимость между коли­чественными характеристиками двух явлений. В этом случае важное значение приобретает учет характерной для каждого рода явлений шкалы интенсивности изменений, в рамках которой количествен­ные изменения не меняют качества явления. В любом случае коли­чественные изменения имеют нижнюю и верхнюю границы, которые называются пределами интенсивности. Любой процесс количественных изменений имеет свои крити­ческие точки, которые следует учитывать при применении метода сопутствующих изменений, эффективно действующего лишь в рам­ках шкалы интенсивности. Использование метода без учета погра­ничных зон количественных изменений может приводить к логичес­ки некорректным результатам.

 

Hosted by uCoz