Билет № 14

1.Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.  Познавая объективный мир, человек раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между предметами, утверждает или отрицает факт существования предме­та. Эти связи и отношения отражаются в мышлении в форме сужде­ний, представляющих собой связь понятий. Например, высказывая суждение «Семенов — адвокат», мы связываем понятия «Семенов» и «адвокат», отражая реальную связь между конкретным лицом и его признаком. В суждении «Владимир — брат Алексея» в связи понятий «Владимир» и «Алексей» выражены родственные отноше­ния между двумя лицами. В суждении «В некоторых странах суще­ствует президентская форма правления» связь понятий утверждает факт существования президентской формы правления в некоторых странах. Связи и отношения выражаются в суждении посредством ут­верждения или отрицания. В суждении «Граждане Российской Фе­дерации имеют право на образование» связь между гражданами России и их правом на образование утверждается; в суждении «Не­которые преступления не являются умышленными» связь между некоторой частью преступных деяний и их умышленным характером отрицается. Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным. Существуют суждения, истинность или ложность которых оче­видна или может быть легко установлена (например, «Сегодня сол­нечный день» или «Федоров — сотрудник милиции»), но нередко они нуждаются в обосновании (например, «Н. совершил должност­ной подлог» или «К. — соучастник преступления»). Истинность или ложность таких суждений должна быть подтверждена другими суж­дениями, истинность которых установлена. Итак, суждение — это форма мышления, в которой утвержда­ется или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предме­та; суждение может быть либо истинным, либо ложным. Языковой формой выражения суждения является предложение. Суждение выражается повествова­тельным предложением, в нем содержится сообщение о чем-либо. Кроме повествовательных существуют вопросительные и побу­дительные предложения, которые суждений не выражают. От собственно вопросительных предложений следует отличать предложения вопросительно-риторические (риторический вопрос), содержащие утверждение или отрицание в форме вопроса. Эти предложения выражают суждения. Они могут быть как истинными, так и ложными. Суждение и предложение различаются по своему составу. Суждение о связи предмета и его признака состоит из двух поня­тий (терминов) суждения: субъекта (от латинского subjektum), отра­жающего предмет суждения, и предиката (от латинского praedi-katum), отражающего признак предмета. Субъект и предикат обо­значаются латинскими буквами S и Р. Кроме субъекта и предиката суждение включает в свой состав связку элемент суждения, кото­рый соединяет оба термина суждения, утверждая или отрицая при­надлежность предмету некоторого признака. В отличие от подлежащего и сказуемого, имеющих определенные грамматические формы выражения, субъект и предикат строго ста­бильных форм выражения не имеют и нередко определяются логи­ческим ударением. Различие между суждением и предложением состоит также в том, что грамматический строй предложения в разных языках различен. Логическая же структура суждения одинакова независимо от его выражения в том или ином языке. Суждения делятся на простые и сложные. Простым называется суждение, не включающее другие сужде­ния. Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, назы­вается сложным. В логической литературе наряду с термином «суждение» упот­ребляется термин «высказывание». В дальнейшем изложении оба термина мы будем употреблять как равнозначные. 2. Индуктивные умозаключения, их роль в познании. Полная индукция. Логический переход от знания об отдельных явлениях к знанию общему совершается в этом случае в форме индуктивного умозаключения, или индукции (от латинского inductio — «наведе­ние»). Индуктивным называется умозаключение, в котором на осно­вании принадлежности признака отдельным предметам или час­тям некоторого класса делают вывод о его принадлежности клас­су в целом. Схема умозаключения имеет следующий вид: Посылки: 1) S1  имеет признак Р, S2 имеет признак Р, Sn имеет признак Р 2) S1, S2,..., Sn — элементы (части) класса K. Заключение: Основная функция индуктивных выводов в процессе позна­ния — генерализация, т.е. получение общих суждений. В зависимости от полноты и законченности эмпирического ис­следования различают два вида индуктивных умозаключений: пол­ную индукцию и неполную индукцию. Рассмотрим их особенности. Полная индукция. Полная индукция — это умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса оп­ределенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом. Индуктивные умозаключения такого типа применяются лишь в тех случаях, когда имеют дело с закрытыми классами, число элемен­тов в которых является конечным и легко обозримым. Схема умозаключения полной индукции имеет следующий вид: Посылки: 1) Si имеет признак Р, S2 имеет признак Р. Sn имеет признак Р. 2) Si, 82,..., Sn — составляют класс К. Заключение: Всем предметам класса К присущ признак Р. Выраженная в посылках этого умозаключения информация о каждом элементе или каждой части класса служит показателем пол­ноты исследования и достаточным основанием для логического переноса признака на весь класс. Тем самым вывод в умозаключении полной индукции носит демонстративный характер. Это означает, что при истинности посылок заключение в выводе будет необходимо истинным. Знание о классе или роде — это обобщение, представляющее собой новую ступень в развитии знания. Демонстративность полной индукции позволяет использовать этот вид умозаключения в доказательном рассуждении. Если невоз­можно охватить весь класс предметов, то обобщение строится в форме неполной индукции.

 

Hosted by uCoz